В числе тех, кто получал эту престижную международную награду, — Федор Конюхов и National Geographic Society. Как в элитный список попали яхтсмены из Архангельска, Москвы, Петербурга и Новосибирска, на собственные средства построившие в архангельской глубинке настоящий поморский карбас, а затем прошедшие на нем 700 километров до Соловецких островов?
Началось с того, что руководителю школы «Морские практики», шкиперу с соловецкой пропиской Евгению Шкарубе стало обидно за земляков — во время кругосветного плавания на яхте он своими глазами увидел, как крепки традиции народного кораблестроения в других странах. В России же начинающих яхтсменов учат на пластиковых посудинах… Вместе с друзьями шкипер решил поднять с исторического «шельфа» корабельное искусство Русского Севера.
Яхтсмены строили карбас не по чертежам, которые поморы не чертили отродясь, а по точной модели. Существовала на Севере традиция — делать маленькие копии судов и отдавать в церковь, «вручая» таким образом лодку святым покровителям. Одна из таких моделей чудом сохранилась в коллекции Архангельского краеведческого музея, с нее и «шили» карбас — двухмачтовый, семь с половиной метров в длину. А затем отправились на нем в многотрудное плавание по Белому морю без мотора и кубрика, под парусами — как в старину поморы хаживали в Мангазею и даже на Грумант.

Фото Дмитрия Амелина
За два летних месяца карбас стал частью нашей редакционной жизни: весь опасный путь он преодолел под флагами «РГ» и «Родины». Журналисты всегда были рядом с яхтсменами. Вместе с нашими читателями мы переживали, когда на размытой дороге перевернулась машина с лодкой сопровождения. Ждали, когда карбас выйдет на связь после долгого перехода из Дорогорского, волновались за ребят, когда во время шторма у Койды резкая и злая беломорская волна кидала парусник на мель, радовались, когда он пришел на Соловки. А недавно семьями вместе с друзьями голосовали за победу в конкурсе РГО.
Наверное, секрет успеха проекта в том, что он очень искренний и поистине народный — не случайно получил 21 тысячу голосов! Но самое удивительное, как карбас сумел собрать «под своими парусами» совершенно разных людей. Среди них — и мастер из села Лешуконского Виктор Кузнецов, чьи руки хранят генетическую память корабельного дела, и спецкор «Родины» Артем Локалов, вместе с карбасом открывший для себя и наших читателей Русский Север, и губернатор Архангельской области Игорь Орлов, предложивший продолжить проект. «Поморский карбас должен стать брендом региона», — сказал он, поздравляя яхтсменов с победой. Сегодня при поддержке власти планируется привлечь частные инвестиции для создания в дельте Северной Двины корабельной верфи, на которой туристы со всего мира смогли бы изучать морскую культуру поморов.
Евгению Шкарубе мы позвонили, чтобы поздравить. Он, как обычно, был в море — учил яхтенных капитанов:
— Сегодня шторм, порвался шкот, и мы возвращаемся в бухту. Устали, зато новость о победе подняла настроение, — признался шкипер. — Что удалось доказать проектом? Поморский карбас может стать одним из самых востребованных туристами судов. Если найдем для него новое применение, сможем сохранить и народные традиции судостроения.
По словам шкипера, карбас в этом году ждет новая экспедиция — яхтсмены продолжат ходовые испытания. А в планах — в 2019 году представить парусник в Архангельске на Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога».
Татьяна Сухановская