На ПМЭФ-2025 предложили ввести маркировку «сгенерировано ИИ»
Искусственный интеллект все активнее проникает во все сферы человеческой деятельности, включая медиа. Нейросети уже легко генерируют текстовые, визуальные и аудиоматериалы, и пользователи порой с трудом могут понять, что это сделано не руками человека, а ИИ. Какие опасности это несет? Нужно ли регулировать использование ИИ в сфере СМИ? Стоит ли сообщать читателям и зрителям, если контент был создан нейросетью? Каковы пределы использования ИИ в медиасфере? Эти вопросы обсудили на сессии «ИИ в современной медиасфере» в рамках ПМЭФ-2025.
Казалось бы, что может быть проще: отправляешь нейросети запрос, и она тебе за минуту создает текст на любую тему. Значит ли это, что журналисты в скором времени не будут нужны, и может ли ИИ обеспечить беспристрастность контента?
Все собственно и упирается не в создание контента как такового, а в его непредвзятость. Ведь ИИ, создавая контент, может привлекать внимание к одним фактам и умалчивать о других. И таким образом однобокая информация может распространяться по всему миру. А в эпоху войн, которые то и дело грозят перерасти в глобальные, актуальность информации выходит на первый план. Такой акцент сделал модератор дискуссии – заместитель гендиректора медиагруппы «Россия сегодня» Александр Яковенко.
– Не случайно у нас любая новостная информация проходит двойную проверку, а это уже человеческий труд, а не ИИ, – рассказал он.
Заместитель генерального директора «Газпром-Медиа Холдинг» Сергей Косинский выступил за рациональный симбиоз в работе журналистов, сценаристов и других творческих сотрудников с ИИ.
– ИИ должен лишь дополнять решения творца. Мы попробовали полностью поручить ИИ написание сценариев, получилась полная ерунда. Тогда мы научили сценаристов использовать ИИ частично и это приносит результат. Если раньше на создание персонажа уходило 3-4 дня, то сейчас – час, – рассказал Сергей Косинский.
Он также отметил, что ИИ вполне может помогать пользователям выбирать подходящий видео контент, например, фильм для просмотра вечером, исходя из настроения человека, предпочтений и свободного времени.
– Главное помнить, что ИИ – не волшебная палочка, – отметил Сергей Косинский.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артём Шейкин рассказал, какие законодательные инициативы могут появиться в сфере ИИ. Главными вызовами он назвал дезинформацию и дипфейки.
– Нужно требовать обязательной маркировки контента, который создан с помощью ИИ, иначе рано или поздно можно потерять доверие читателей, – считает он.
По его мнению, необходимо ввести маркировку «сгенерировано ИИ». И особенно это важно в политических новостях.
– ИИ был замечен в предвзятости! Если спросить по-русски: «чей Крым?», то он отметит «России!», а если это написать на украинском языке, то он напишет «Украины!», поэтому крайне важно критическое мышление для журналистов, – Артём Шейкин.
Он также сослался на опыт Китая, где недавно был принят закон, обязывающий СМИ гарантировать актуальность новостей.
– ИИ может освободить журналистов от рутины, позволит им заниматься более глубинными исследованиями, но нужны центры мониторинга дипфейков, системы, которые будут автоматически выявлять фейковые новости, важна прозрачность, ответственность и базовые стандарты применения ИИ, – призвал он.
Артём Шейкин напомнил случай, когда с помощью ИИ было мошеннически сгенерировано заседание Совета директоров одной из крупных компаний, во время которого сотрудника вынудили перевести на счет злоумышленников 24 млн. долларов.