Юрий Козлов писательФото: из личного архива

Главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов, ведущий персональной рубрики «Литобоз», рассказывает не о книгах, а о нас с вами, об обществе.

В прошлом году два российских министерства — культуры и цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, учредили «Национальную премию в области детской и подростковой литературы». Учрежденная в нынешнем году Союзом писателей России и Российским книжным союзом Национальная премия «Слово» в следующем году добавит к своим номинациями литературу для детей. АСПИР (Ассоциация союзов писателей и издателей России) регулярно проводит обучающие семинары для авторов, сочиняющих для детей и подростков. Есть в России и негосударственные премии, причем не только для состоявшихся, но и для юных авторов от десяти до семнадцати лет, как, например, Международная независимая литературная премия «Глаголица».
Все это позволяет говорить о том, что предпринимаются серьезные попытки приобщить детскую литературу к тому, что называется, отечественными традициями и духовными ценностями.

У детской литературы в нашей стране богатая история. В Советском Союзе огромными тиражами выходили всесоюзные, республиканские и областные журналы: «Пионер», «Юный натуралист», «Юный техник», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Костер», «Искорка». Тираж самой читаемой газеты «Пионерская правда» достигал десяти миллионов экземпляров.

Сегодня в обществе не утихает дискуссия на тему — кто «заказывает музыку» в детской литературе, насыщает ее всевозможными вебтунами, дорамами, аниме, косплеями, фандомами, хилинг-романами, произведениями в жанрах «хоррора», мистики, фэнтези?

Говорят, что в России появились талантливые авторы, сочиняющие хорошие книги для детей: Анастасия Орлова, Валерий Роньшин, Юлия Симбирская, Валентин Афонин, Ася Кравченко. Сознание ребенка идеалистично и романтично, оно инстинктивно ищет пример для подражания, героя, которому хочется верить. Но есть две непреходящие ценности, «оживляющие» литературных героев, превращающие сюжеты произведений в «учебники жизни»: вера в справедливость и позитивный образ будущего. Без этого литература мельчает, уходит в игру, частности, перестает воспитывать и начинает развлекать. Волновавшие в былые времена юных читателей книги Аркадия Гайдара, Николая Носова, Льва Кассиля, Валентина Катаева, Юрия Олеши, Константина Паустовского оттеснены в книжных магазинах на «тыловые» полки. Не встретишь в списках самых продаваемых книг и перечисленных современных авторов.

Лидирует по-прежнему «патриарх» жанра Корней Чуковский, далее идут «Хроники Нарнии», «Магия на каждый день», неувядаемый «Гарри Поттер». Зачем родители покупают детям именно эти книги, если социологические опросы свидетельствуют, что консервативные в духе патриотизма идеи поддерживает большинство населения страны? Во времена Советского Союза издательство «Детская литература» было настоящей фабрикой, выдававшей востребованную и качественную продукцию. Миллионные тиражи, русская и мировая классика, сотни талантливых авторов и неравнодушных к своему делу редакторов формировали, регулировали и удовлетворяли читательские запросы подрастающих поколений.

Сегодня в России нет государственных издательств, готовых работать в соответствии с общественными запросами, ориентироваться не на прибыль, а на долгосрочное формирование у юных читателей разделяемых большинством населения страны нравственных и духовных идеалов. Несмотря на то что с высоких трибун произносятся речи о патриотизме, защите русского языка, воспитания молодежи в духе национальных традиций, книжный рынок детской литературы существует по своим законам. Для изменения ситуации нужна политическая воля. Речь идет о «смене вех» не только в сознании юных читателей, но и сочиняющих для них авторов. А это дело долгое и не простое.

Юным читателям предлагается...

Интернет-сайт зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 29 сентября 2006 г.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25832.
Учредитель: Общественная организация «Союз журналистов Москвы».
QR Code Business Card