Снимки Родченко на улицах Москвы!
4 ноября 1920 года. Художники Александр Родченко и Варвара Степанова. Фото ИТАР-ТАСС

В оформлении столицы ко Дню города
использовали работы фотографа Александра Родченко.

О своем знаменитом предке «Вечерней Москве» рассказал Александр Лаврентьев,
внук Александра Родченко и Варвары Степановой,
который живет в Москве и хранит наследие своего великого деда.

— Сегодня город напоминает выставку работ Александра Родченко. Значит, искусство вашего деда до сих пор актуально?

— Мне очень приятно, что творчество Александра Родченко востребовано и сейчас. Когда он снял Лилю Брик в 1920-х годах, которая что-то кричит в рупор, он и не думал, что эта фотография будет актуальна спустя почти 100 лет. Снимок используют в городском оформлении, я часто встречаю его в соцсетях. Изначально Лиля Брик призывала покупать книги издательства «Ленгиз», но потом в ее «рупор» уже подставляли любые другие слова — подставляют и сегодня, настолько удачной оказалась эта фотография. Ко Дню города художники создали всевозможные афиши городских мероприятий, сделанные по снимкам Родченко, — значит, его творчество актуально, и это не может не радовать.

— А правда ли, что великий Александр Родченко был фотокором «Вечерней Москвы»?

— Да, с 1929 по 1932 год Александр Родченко был фотокорреспондентом вашей газеты, в архиве даже сохранилось удостоверение, выданное им редакцией.

— А что снимал Родченко?

— Он всегда снимал Москву. Как художник, он от абстрактной живописи перешел к диаметрально противоположному — к производственному искусству. Но и на этой стезе он много внимания уделял перспективе и экспериментировал с ракурсами. Его первые фотографии, снятые любительской карманной камерой, датированы 1925 годом — он снимал Мясницкую улицу с крыши и балкона своего дома, тоже на Мясницкой.

Он фотографировал линии электропередачи, столбы, автомобили скорой помощи, новые модели автобусов «Лейланд» — первые советские автобусы, собранные по лицензии и купленные в Англии. Он дружил со всеми известными архитекторами того времени: Александром Весниным, Константином Мельниковым — и поэтому много снимал новые дома. Его ракурсы позволяли акцентировать внимание именно на новизне. Москва в те годы активно реконструировалась, и ему хотелось передать весь масштаб работ.
Он как бы продолжал рисовать дома, но уже фотоаппаратом.

— И для «Вечерней Москвы» он тоже снимал здания?

— Не только. Александр Родченко был неравнодушен к городской жизни, его интересовали детали — бытовые, которых мы часто не замечаем, но которые несут на себе отпечаток времени и меняют жизнь людей. Его интересовало все — он снимал, как люди обедают, как заходят в трамвай и автобус, как выглядят новые вывески — они отличались от царских. У меня хранится несколько вырезок из газеты «Вечерняя Москва» с публикациями Родченко. Например, он снимал, как на улицы столицы выехал специальный автомобиль для доставки экспресс-почты. Еще есть публикация от 19 июля 1932 года в «Вечерней Москве» № 168 — он снимает конкурс массовиков-затейников в Парке Горького. Думаю, что и сегодня такая фотография могла бы появиться на страницах вашей газеты.

Снимки Родченко на улицах Москвы!
Удостоверение сотрудника газеты «Вечерняя Москва», которое было выдано Александру Родченко (из архива газеты “Вечерняя Москва”)

СПРАВКА 
Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. В 1902 году он вместе с родителями переехал в Казань, где в 1905 году окончил Казанское приходское начальное училище.
С 1911 по 1914 год проходил обучение в Казанской художественной школе у живописца Николая Фешина. Там же Родченко познакомился со своей будущей женой Варварой Степановой.
Сразу после Февральской революции 1917 года в Москве был создан профсоюз художников-живописцев, где Родченко стал секретарем. С 1918 по 1921 год он работал в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро

Снимки Родченко на улицах Москвы!По тексту
Сергея Шахинджаняна

QR Code Business Card