Фильм Сергея Мокрицкого «Первый Оскар» про фронтовых операторов,
недавних студентов показывают в кинотеатрах.
В кадре — 1941 год, подступы к Москве, и 1943-й, Лос-Анджелес, где готовятся к «Оскару».
Сюжет выстраивается вокруг документальной ленты «Разгром немецких войск под Москвой».
Одна нить повествования рассказывает, какой ценой получали кадры фильма в Советском Союзе. Она строится на истории двух операторов, студентов ВГИКа Ивана Майского (Тихон Жизневский) и Льва Альперина (Антон Момот), которые влюблены в молодую актрису Юну
(Дарья Жовнер). Оба отправляются на фронт, чтобы самим увидеть и другим передать все происходящее.
— Это фильм о судьбе военных операторов, об их подвиге, — размышляет Дарья Жовнер. — О том, что люди с кинокамерами в руках могут сделать для мира не меньше, чем вооруженные до зубов.
Другая часть истории строится вокруг намерения Дэвида Селзника, продюсера «КингКонга» и других блокбастеров, создать новую номинацию на «Оскаре», ведь документальная лента, которая за рубежом по-английски называлась «Москва наносит ответный удар», тронула его до самого сердца.
Скажем сразу, свой «Оскар» советский фильм получил, и эта награда стала первой среди отечественных. Кстати, выполнена она из гипса и окрашена золотой краской, что было сделано, чтобы не тратить металл. Жаль, эта история известна не очень многим нашим зрителям.
А ведь над документальной лентой работала целая команда кинематографистов: режиссеры Илья Копалин (Андрей Мерзликин)
и Леонид Варламов (Никита Тарасов), а также около двух десятков фронтовых операторов.
Главные же герои картины — вымышленные персонажи. Но знания для работы над проектом артисты получили реальные.
— Конечно, пришлось познать какие-то операторские азы, — поделился Тихон Жизневский. — Я же обычно по другую сторону камеры.
А тут, чтобы сыграть специалиста, который уже прошел всю эту школу, нужно было подтянуть знания, хотя бы минимально что-то понимать про диафрагмы, фокусы.
Кстати, режиссер Сергей Мокрицкий в память о своем мастере — им был фронтовой кинооператор Александр Владимирович Гальперин — дал такое же имя отцу Юны (Сергей Пускепалис), а фамилию Альперин — главному герою.
В ленте показаны и два подхода операторов к хроникальным кадрам: улавливание событий жизни и постановочные элементы.
На натуре снимали зимой, когда морозы доходили до –35 градусов.
— У меня была пара смен действительно очень холодных. Но это некритично. Кому действительно было сложно, так это актерам массовых сцен, — вспоминает Антон Момот. — Они буквально в одних шинелях по полчаса лежали на холодной земле.
Впрочем, это мелочи по сравнению с тем, через что пришлось пройти героям «Первого Оскара» — фильма, где Великая Отечественная война
показана глазами операторов, столкнувшихся с ней.
Говорит режиссер фильма Сергей Мокрицкий:
— Для меня история создания фильма «Разгром немецких войск под Москвой» — личная.
Операторы, которые снимали этот фильм, были нашими учителями и мастерами во ВГИКе. Они рассказывали, в каких тяжелейших условиях осени и зимы 1941–1942 годов приходилось работать.
На круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники постоянно поступал новый материал: от съемок боевых атак на подступах
к столице до разграбленных Ясной поляны и Музея Чайковского в Клину. «Плачьте, но снимайте!» — таков был наказ фронтовым операторам Александра Довженко. И они снимали!