Иностранное влияние законодательно ограничивают в российских доходах и продвижении
В Госдуму внесен законопроект, который запрещает рекламу на ресурсах иноагентов и продвижение их самих в СМИ. Целью этих изменений названо «противодействие скрытому иностранному вмешательству». На рекламный рынок в целом ограничение почти не повлияет, считают эксперты, иноагенты занимают на нем не более 1%. Однако отрасль ожидают и другие ужесточения, в частности российские компании официально не смогут рекламироваться в запрещенных соцсетях.
Группа депутатов во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным внесли проект поправок к законам о «лицах под иностранным влиянием», «О рекламе», «О СМИ», следует из карточки документа на сайте парламента, опубликованной 15 февраля. Проект запрещает распространение рекламы у иноагентов, а также продвижение их собственных информационных ресурсов в СМИ.
В пояснительной записке к документу говорится, что, по информации Минюста, в 2023 году более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу своих товаров и услуг на ресурсах иноагентов. Новый законопроект предлагается принять «в целях противодействия такому скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства».
По данным Ассоциации блогеров и агентств (АБА) за 2023 год, общие доходы десяти крупнейших YouTube-блогеров составили около 1,2 млрд руб.
Среди них, в частности, признанные иноагентами Юрий Дудь, Максим Кац и Екатерина Шульман, их общий доход за прошлый год составил 221,9 млн руб.
По данным АБА за 2022 год, общий рынок инфлюенс-маркетинга достигал 50 млрд руб. при доходе десяти крупнейших блогеров-иноагентов в размере 500 млн руб.
Текущий законопроект только первая из инициатив по регулированию рекламного рынка, которые планируется принять в этом году. Так, в ходе встречи экспертов Регионального общественного центра интернет-технологий с блогерским сообществом на выставке «Россия» 15 февраля зампред комитета Госдумы по информполитике, IT и связи Антон Горелкин заявил, что «законопроект о запрете российским компаниям рекламироваться в запрещенных соцсетях уже готов». Депутат еще в январе анонсировал документ в своем Telegram-канале.
Антон Горелкин также отметил, что планирует поднять перед Роскомнадзором вопрос запрета для блогеров призывать подписываться на их аккаунты в зарубежных запрещенных соцсетях. По его мнению, «с 1 марта такие призывы могут расцениваться как популяризация средств обхода блокировок, ведь без них подписаться на кого-то в запрещенной соцсети не получится».
«Негласно уже и так есть запрет размещаться у иноагентов»,— говорят в коммуникационном агентстве PR Development. Там добавили, что абсолютное большинство их клиентов и так не рассматривали рекламные интеграции у иностранных агентов.
Источник “Ъ” на рынке ожидает, что те рекламодатели, которые сейчас размещают рекламу у иноагентов и в заблокированных соцсетях, «распределят ее по разрешенным каналам».
«Увеличат бюджеты на рекламу у блогеров в других соцсетях, а также в форматах OLV (вставки в ролики на видеохостингах и в соцсетях.— “Ъ”) и баннерной рекламе»,— полагает собеседник “Ъ”. По его мнению, «рынок в целом почти не заметит запрета».
Руководитель проектной команды АБА Тимур Ахмедов согласен, что принятие закона «практически никак финансово не повлияет на рынок инфлюенс-маркетинга». «Блогеры-иноагенты — это незначительный процент от всего числа отечественных блогеров, их можно в десятках посчитать,— поясняет он.— Российские компании с госучастием и так редко что-либо рекламируют у иностранных агентов. Если закон вступит в силу, компании будут ему следовать, то есть у иноагентов останутся только зарубежные рекламодатели».