Политолог Ростислав Ищенко предложил ввести запрет на публикацию в соцсетях материалов на тему СВО, не выходивших ранее в официальных СМИ. «Хочешь высказать мнение — напиши статью в любое официальное СМИ», — считает Ищенко. Эта мера резко ограничит работу военных блогеров, но достоверность публикуемой ими информации может вырасти. Насколько это предложение будет эффективным в борьбе с фейками?

Анонимных каналов станет куда меньше

Игорь Трунов, президент Союза адвокатов России:

— Многие блогеры начали опережать СМИ по новостному поводу, однако никто не несет ответственности за правдивость этой информации. Поэтому в этой сфере назрела необходимость все упорядочить.

В начале августа принят важный закон. Отныне все блогеры, объем аудитории персональной страницы которых составляет более 10 тысяч подписчиков, обязаны предоставить в Роскомнадзор сведения, позволяющие их идентифицировать. Роскомнадзор будет вносить таких блогеров и их данные в специальный реестр, который начнет работу с 1 ноября 2024 года. Соцсети будут обязаны помечать страницы таких блогеров и по требованию Роскомнадзора в течение суток блокировать страницы тех, кто не прошел верификацию. Требования, я думаю, могут коснуться 15 площадок из реестра соцсетей, который ведет Роскомнадзор: Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники», YouTube, Rutube, Х (бывший Twitter), TikTok, Pinterest, Twitch, Discord, Likee, LiveJournal, «Пикабу», «Дзен» и Yappy.

Неверифицированным блогерам нельзя будет просить пожертвования или донаты. Также российским компаниям запретят размещать рекламу на страницах блогеров, не включенных в реестр. Пользователям соцсетей и блогерам, которые подали сведения о себе в Роскомнадзор и попали в реестр, запретят репостить тех, кого не включили вперечень. Все эти запреты вступят в силу 1 января 2025 года.

Для чего нововведения приняты? Первое и главное: государство последовательно наводит порядок в сфере блогерства, которое, по сути, стало для многих предпринимательством. Скандалы, когда блогеры дробят бизнес и уходят от налогов, привели власти к мысли, что нужны внятные правила игры. Второй момент: сделан еще один шаг на пути лишения интернета анонимности. Если ты о чем-то пишешь и у тебя большая аудитория — власти должны понимать, кто ты такой есть. Это логично: ведь СМИ у нас регистрируются, их деятельность прозрачна — ее легко проверить, скажем, налоговой инспекции. Поэтому и блогеры, ставшие, по сути, СМИ, тоже должны быть в понятном правовом поле. Хотя поле как раз пока не очень понятное. Вот, допустим, у человека во «ВКонтакте» больше 10 тысяч друзей. У известных личностей это сплошь и рядом. И что? Им теперь нужно в Роскомнадзоре регистрироваться? Ответов пока нет, но, надеюсь, они скоро появятся. Я думаю, что анонимных каналов в интернете с крайне «мутными» источниками информации скоро станет значительно меньше. Закон пойдет российскому обществу на пользу.

Хватит нагнетать, вы подыгрываете врагу!

Виктор Литовкин, военный обозреватель, полковник запаса:

— С военблогерами действительно нужно что-то делать. Дело в том, что, во-первых, они часто склонны публиковать непроверенные сведения. Во-вторых, склонны сеять панику. Ведь что нужно читающей их публике? Прежде всего не информация. Ей нужны эмоции. Вот блогеры эти эмоции у публики и создают, а потом раскачивают. К великому сожалению, они часто подыгрывают врагу. Простой пример — вторжение в Курскую область. Да, это крайне неприятная история. Но, прямо скажем, не критичная. Ее цель ведь не взять Курск — на это у ВСУ просто нет сил. Ее цель — создать как можно больше шума. Смотрите, дескать, мы наступаем! И не просто наступаем, но на территории России! Хотя, по сути, это наступление больше напоминает диверсионную вылазку с целью пиара и запугивания российского общества. А что наши блогеры? Они эту тему всячески раздувают, шумят, приводят разные реальные и вымышленные подробности. И действительно, создают ощущение целой гуманитарной катастрофы. А кто-то может решить, что случилась даже катастрофа военная. Хотят военблогеры подобного эффекта? Думаю, нет. Но в погоне за просмотрами, подписчиками и ссылками на свои творения они ситуацию продолжают нагнетать. Бизнес такой, ничего личного. И вот такие вещи, конечно, нужно пресекать. В частности — менять законодательство. Опубликовал ложную, непроверенную информацию — вот тебе огромный штраф. Еще одну опубликовал — штраф выше. А потом блог и вовсе могут закрыть. Вот тогда эти парни будут следить за тем, что именно они публикуют.

Что же касается предложения блогерам публиковаться сначала в СМИ и только потом у себя на страничке, то оно, конечно, абсолютно нерабочее. Ни одно СМИ блогера публиковать не станет. Во-первых, у него есть свои авторы. Во-вторых, трудно проверить, правду этот «внештатник» написал или нет. Да и сами блогеры в СМИ не пойдут. Ведь их цель — опубликовать что-то раньше других блогеров и раньше любых СМИ, чтобы их цитировали. Поэтому никакие официальные медиаресурсы им не нужны по определению. Они для того собственные каналы и создали, чтобы работать самостоятельно.

Аудитории нужны яркие, живые эмоции

Игорь Кузнецов, кандидат социологических наук:

— Военкоры популярны, потому что дают людям главное — чувство сопричастности к происходящему. А ежедневные брифинги Минобороны — нет, не дают. Дело в том, что там подаются сухие цифры, но эмоционального наполнения — никакого. Между тем то, что сейчас происходит на Украине, тем более в Курской области, затрагивает каждого. В России практически не осталось людей, кто считал бы — нет, это не моя история, мне все равно, что там, на фронте, происходит. Поэтому люди хотят видеть наших бойцов, какие-то моменты сражений, причем без купюр и запикиваний. Военкоры способны создать такой контент, официальные СМИ — не всегда. Да, сейчас на фоне интереса к СВО появилось много «хайпожоров», готовых публиковать на своих каналах все что угодно, лишь бы их читали, а лучше цитировали. Эти люди — пена на волне интереса к теме. Но волн без пены не бывает, это закон природы. Поэтому аудитории нужно просто научиться выбирать блогеров. Ведь качество подаваемой информации у всех разное. Но решать, на мой взгляд, должна именно публика — зрители и читатели каналов.

Второй важный момент: военблогеры обычно дают более яркую, чем телевидение, картинку. Они со смартфоном попадают туда, куда съемочные группы просто не добираются. Или добираются, но не могут снимать. А мы живем в визуальную эру, в эру клипов, поэтому военблогеры порой выигрывают у традиционных СМИ. Ну или дополняют их более яркой картинкой событий. Третий момент: военблогеры дают своей аудитории эмоциональную поддержку. Одни в духе «ура, мы побеждаем и скоро победим». Другие — «караул, все пропало!». Ведь люди-то в обществе тоже разные: есть оптимисты, есть пессимисты, есть реалисты, пытающиеся анализировать происходящее и понять суть. И любимые блогеры у всех тоже разные. В целом, мне кажется, блогеров трогать не нужно. Если у человека миллионная аудитория и он при этом не несет каких-то явно деструктивных идей, не нарушает в публикуемых материалах закон, то зачем его как-то ограничивать? Люди его уже выбрали: они готовы тратить свое время, читая создаваемый им контент. А кто-то даже поддерживает блогера финансово. Ну и отлично, пусть все остается как есть.

Их критикуют наши «патриоты на зарплате»

Сергей Марков, политолог:

— Кто и почему критикует военблогеров? Во-первых, отдельные сверхосторожные СМИ — ребята создают им конкуренцию, буквально вышибают с информационного поля. Во-вторых, это «патриоты на зарплате» — сотрудники госСМИ, которым блогеры тоже конкуренты: уводят у этих скучных личностей последних подписчиков. Третий противник военблогеров — чиновники, которых они справедливо критикуют. В том числе и за вторжение ВСУ в Курскую область: ведь к нему, очевидно, мы оказались не готовы. И у этой неготовности есть имена, фамилии и должности, которые, надеюсь, мы скоро услышим. Конечно, этим людям военблогеры не нравятся. Кому понравится противник, рушащий твою карьеру и благополучие. Четвертый противник наших военблогеров — Украина. Дело в том, что СБУ сильно зачистила свои медиа. Своих военблогеров — во всяком случае независимых, у украинцев физически не осталось. И они пользуются нашими. Да, немалая часть аудитории наших военблогеров — украинцы: читают, желая знать правду. А СБУ не хочет, чтобы украинцы ее знали, поэтому идет кампания по дискредитации наших военблогеров. А парни, между прочим, искренние патриоты России. Не патриоты на госконтрактах, перевертыши, которые работают исключительно за деньги, а настоящие. И поддержку им оказывают на самом высоком уровне. Приведу пару примеров. Первый: на днях депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов написал жесткий пост, критикующий военкоров и военблогеров за, как он считает, ложную информацию. А на следующий день — снял свой критический пост и вместо него написал, что военкоры и военблогеры большие молодцы и делают очень важную работу для страны. Видимо, какие-то большие начальники рассказали ему про «линию партии и правительства». Второй пример: оставить военкоров в покое потребовал глава ЦИК партии «Единая Россия» Александр Сидякин. Он сказал, что военкоры и военблогеры делают огромную работу в интересах страны, на контакте с президентом России, с Минобороны, и их работу надо уважать. Военкоры и военблогеры, на мой взгляд, показали всем высочайший уровень своей политической поддержки в высших органах власти. Так что не надо придумывать для них какие-то новые правила игры. Да, они могут ошибаться: не опубликуешь новость первым — ее опубликует кто-то другой. Это информационный рынок, тут, как и везде, жесткая конкуренция. Но у наших блогеров есть не только желание опередить конкурента, но и мозги.

Почему с военкорами встречается Путин

Никита Миронов, обозреватель:

— У военкора Семена Пегова — миллион подписчиков. В ходе СВО он был ранен. Награжден орденом Мужества и двумя медалями. Он герой? Да, он герой. И вот некий политолог предлагает парню обзванивать редакции. — Алле, здравствуйте! Хочу вам заметочку пристроить. Нет? А куда еще позвонить можно?

Вам не кажется, что это бред? Военблогеров любят обвинять в хайпе — хотят набрать побольше подписчиков. Дескать, публикуют непроверенные данные, лишь бы опередить всех. Вот и Женю Поддубного, тоже, кстати, военкора (780 тысяч подписчиков), «похоронили», а парень был только ранен. И про вторжение ВСУ в Курскую область, мол, много лишнего написали. Да, возможно, и так. Военблогеры, в отличие от политологов, не сидят в Москве и не всегда пользуются официальными данными Минобороны. У них свои источники информации: бойцы и командиры подразделений, местные жители, волонтеры. Люди с мест. Поэтому и информация порой отличается. Иногда она и вовсе непроверенная, это правда. Волонтер или местный житель, попавший под обстрел, мог испугаться и в чем-то ошибиться. Кстати, добывая информацию, многие военблогеры сами рискуют жизнью. Александр Коц, например, был ранен в 2008-м в Грузии: колонна, в которой он ехал, попала в засаду. И вот ему говорят: «Саша, ты сначала опубликуйся в «Комсомольской правде» и потом дай ссылку на заметку в своем Телеграм-канале» (625 тысяч подписчиков). О как! Лично я считаю, что военблогеры нужны. Причем в их сегодняшнем виде. Во-первых, они оперативнее. СМИ — структура, где любая информация обычно сначала проверяется и проходит цепочку согласований. Качество информации растет, но оперативность подачи да, снижается. Во-вторых, блогер не скован корпоративной этикой. Он может сказать то, что СМИ в силу разных причин не говорят. Третье: блогер, рискуя жизнью, чаще лезет туда, куда, например, съемочную группу ТВ не пустит начальство — опасно. При этом у блогеров чаще вылезают неточности, а порой и дезинформация. Но, на мой взгляд, нужны и блогеры, и официальные СМИ.

Наш президент, кстати, тоже так считает. Поэтому он регулярно с военблогерами встречается. Зачем? А чтобы получить информацию, очищенную от стремления чиновников не огорчать босса, сохранить свое место и выслужиться. Но я не слышал, чтобы Путин встречался с политологами…

Где правду искать

QR Code Business Card