Текст выступления президента НП «АРПП» Д.В. Мартынова
на XIV городском отраслевом Форуме печати «Актуальные проблемы издания и распространения периодической печати и книжной продукции»
(в изложении)
Руководитель НП «АРПП» назвал одной из нынешних проблем современного рынка прессы – в целом неблагожелательное отношение к этому рынку властных структур всех уровней из-за недопонимания ими роли и значения прессы для населения, дальнейшей судьбы печатного слова. Причины этого явления, по словам Д.В. Мартынова, кроются в чрезмерном увлечении принимающих решения лиц цифровыми гаджетами и интернетом, а также в их заблуждении по поводу гибели в ближайшее время периодики, которую предрекают некоторые эксперты.
При этом забывается, что пресса на 80%, если не больше представляет собой такой же культурный феномен, как и книга, которую все массово поддерживают, что в эпоху цифровой революции печатная пресса остается наиболее востребованным информационным продуктом во всем мире. В подтверждение этого аргумента Д. В. Мартынов привёл озвученные в 2013 году на конгрессе «Дистрипресс» данные, согласно которым цифровые версии СМИ в мире читают 100 млн. людей (это всего 4,3%), еще 0,5 млрд. людей читают и цифровые и печатные версии СМИ. Однако основная масса людей в мире – 2,3 млрд людей читают только печатные СМИ.
Весьма примечательно, что по результатам опроса ВЦИОМ, проведённого по инициативе АРПП в сентябре текущего года, 85% жителей столицы читают печатную прессу, причем 22% ежедневно. Лишь 15% жителей Москвы её не читают, предпочитая другие источники информации.
Президент АРПП проанализировал развитие ситуации в российской отрасли печатных СМИ. Главный вывод заключается в том, что рынок прессы, несмотря на оптимистические прогнозы, не вырос, а наоборот сократился, чему способствовал ряд факторов.
Частично это связано со снижением рекламных поступлений, вызванных принятием ряда запретов на рекламу некоторых товаров, которые ранее обеспечивали внебюджетную поддержку развития рынка. В 2012 году рекламный сегмент “пресса” после финансового кризиса 2008 года стал восстанавливаться, показав прирост в 2%. Но с введением ограничений на рекламу табака и алкоголя вновь сокращается по 10% в год.
Наряду с этим, снижение доходов издателей, в первую очередь рекламных, серьёзно сдерживает создание и вывод на рынок новых проектов, которые удовлетворяли бы новые потребности читателей и стали бы свидетельством поступательного развития рынка. На практике обновление ассортимента периодики в нашей стране в период 2013-2014 гг. не превышает 4%. В то время как в США в 2013 г. и 1-м полугодии 2014 года выпущено 359 новых издательских периодических продуктов, во Франции – 216 новых наименований, в Германии – 117, в России массовому читателю было предложено только новых 35 периодических изданий.
Д. В. Мартынов подробно остановился на московском рынке печатных СМИ, который представляет собой розничный рынок с преобладанием киосковой торговли, поскольку по подписке в столице распространяется менее 1% тиражей. В Москве киосковая розница, по оценке руководителя АРПП, сталкивается с теми же серьёзными трудностями, которые наблюдаются по всей стране. Так же как в больших и малых российских городах в столице удаляются с рынка новые партии киосков, торгующих прессой. При этом префектуры используют против распространителей набор различных административных и экономических средств, в том числе и часто используемую в последнее время практику отказа в продлении договоров аренды.
По результатам проведённого АРПП в сентябре-октябре 2014 года мониторинга, рынок распространения периодической печати и логистических услуг в г. Москве характеризуется:
– низким уровнем обеспеченности жителей Москвы объектами прессы;
– отсутствием утверждённой концепция развития рынка распространения прессы;
– отсутствием утверждённых новой дислокации торговых объектов прессы и расширенного ассортиментного перечня для киосков прессы;
– отсутствием системы поддержки и налоговых льгот для распространителей прессы.
Далее Д. В. Мартынов прокомментировал выводы по конкретным разделам мониторинга, в рамках которого были описаны все 5124 объекта периодической печати, расположенные на территории Москвы, в том числе и на новых её территориях, имеющие в ассортименте не менее 10 наименований периодической печати. На сегодняшний день наибольшее количество специализированных объектов прессы сосредоточено в Центральном – 13,9%, Юго-Восточном – 12,7% и Юго-Западном – 11,5% административных округах. Наименьшее их количество находится на территории Новомосковского АО – 1,1%, Зеленоградского – 1,9% и Западного АО – 8,3%
Общая обеспеченность населения Москвы всеми категориями объектов распространения периодической печати, включая ручников и почтовые отделения, составляет 2,57 кв.м. на 1000 постоянного населения, что в четыре раза ниже утвержденного в 2005 году Постановлением Правительства Москвы норматива, или 2628 жителей на 1 торговый объект прессы. В прошлом году этот показатель был на уровне 2,53 кв.м. на 1000 постоянного населения или 2070 жителей на 1 торговый объект прессы.
Таким образом, в 2014 год на рынке Москвы стало меньше торговых объектов, где житель столицы мог бы приобрести прессу. Их количество сократилось почти на 10%. Количество киосков и павильонов прессы стало меньше на 3%. Сократилось на 2% количество объектов по продаже прессы в метро и на ж.д. станциях по причине роста арендных ставок.
Исследование структура рынка показало, что в настоящее время в зоне наибольшего благоприятствования с точки зрения пассажиропотоков расположено лишь 15% торговых объектов прессы. Такая ситуация сложилась в 2013 году, когда по инициативе Департамента транспорта, с территории 132 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) начался вывод торговых объектов прессы
Руководитель АРПП подчеркнул, что в случае реализации первоначального плана Департамента транспорта, московский рынок потерял бы более 30% своего оборота и 25% суммарных тиражей. Драматического сценария удалось избежать благодаря Мэру столицы С. С. Собянину, который исходя из высокой социальной значимости магазинов прессы, дал поручение главам префектур максимально сохранить точки продаж периодики в районах ТПУ.
По словам Д. В. Мартынова, результаты мониторинга соответствуют данным упомянутого опроса ВЦИОМ. Опрос показал, что свыше трети москвичей считают недостаточным количество объектов мелкорозничной торговли. О том, что киосков и павильонов прессы в столице недостаточно заявили 43% опрошенных. Вместе с тем 74% респондентов сказали, что покупают газеты и журналы в мелкорозничных объектах торговли.
Основным фактором, влияющим на приобретения печатной продукции, является удобное расположение киоска печати вблизи места проживания или по пути следования на работу/учебу. Такой вариант ответа выбрали свыше половины москвичей (52%). По мнению большинства жителей столицы (54% опрошенных) киоски печати необходимо вернуть к станциям метро и остановкам общественного транспорта.
Около 70% опрошенных москвичей поставили максимальную оценку киоскам по степени удобства покупки газет/журналов. Самым неудобным способом покупки прессы москвичи (40%) считают «с рук».
Отвечая на вопрос, поддерживаете или нет расширение ассортимента мелкорозничных объектов торговли? 51% москвичей ответили утвердительно. Респонденты в первую очередь желали бы иметь возможность оплачивать мобильную связь и услуги ЖКХ в киосках и ларьках (24%), а также приобретать горячие и прохладительные напитки (23%), транспортные и телефонные карты (20%), забирать интернет-заказы (13%).
В завершении доклада Д. В. Мартынов отметил, что обнародованный в январе 2014 года на совещании у заместителя мэра Москвы А. Н. Горбенко проект Концепции развития столичного рынка распространения вполне устраивал ведущих дистрибуторов города. Предложенная рыночная модель предусматривала следующие принципы функционирования рынка:
- распространители сами выбирают новые места под торговые объекты;
- дислокация торговых объектов утверждается с участием общественных организаций;
- три варианта киоска «европейского типа» на выбор распространителя;
- договоры пролонгируются или проводится конкурс с участием общественных организаций;
- договоры заключаются на срок 5-10 лет;
- новые места под киоски выделяются по результатам конкурса;
- ассортимент киоска расширяется за счёт новых товарных групп и услуг;
- разрешается профильная реклама на киоске.
Вместе с тем порядок реформирования столичного рынка прессы пока не утверждён. В связи с этим считаю целесообразным провести общественные слушания по перспективам его обновления, которые можно было бы осуществить в рамках совместной дискуссии с участием АРПП, НСРП Союзпечать, ГИПП, Союза журналистов Москвы и других заинтересованных общественных организаций. Также считаю необходимым в таком же формате обсудить проекты исполнительных документов Правительства Москвы, касающиеся печатных СМИ и системы распространения прессы.
Источник: сайт АРПП.