Состояние и проблемы российской периодической печати обсудили участники XXI ежегодного форума российских издателей Publishing Expo-2025. В конгресс-холле столичного Центра международной торговли 22—23 октября прошли конференция, круглые столы, дискуссии, мастер-классы и презентации новых технологий.
В списке социально-значимых изданий — 2,5 тысячи газет и журналов

О том, как Министерство цифрового развития РФ помогает печатной и издательской индустрии, рассказал в своем выступлении директор Департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры Владимир Григорьев. Он сообщил, что в этом году сохранена поддержка печатных СМИ в объеме полумиллиарда рублей. Такую поддержку получили 976 изданий, преимущественно региональных и провинциальных. Для печатных СМИ и издателей сохранен льготный НДС. Закреплено понятие социально значимых изданий. В этом списке 2,5 тысячи газет и журналов, которые пользуются льготами.
Почта заигралась в банк

Председатель Союза журналистов Москвы, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев считает, что наступление на печатные СМИ идет по всем позициям. Чиновничьим атакам подвергается киосковая сеть. В некоторых регионах киоски прессы уничтожены полностью. Дело в том, что к руководству приходят молодые, талантливые, но в чем-то недальновидные чиновники, привыкшие работать не с людьми, а с гаджетами. Они делают ставку на цифру, не понимая значения прессы, печатного слова. Но на самом деле, население страны, особенно старшее поколение, составляющее ядро активного электората на всех выборах, нуждается именно в печатных СМИ, в газетах и журналах.
Интернет, гаджеты и искусственный интеллект никогда не заменят живое печатное слово. Это наши духовные ценности, наш культурный код. Павел Николаевич рассказал, что у него есть первое издание «Евгения Онегина», которое стоит десятки миллионов рублей. Антикварные книги, как и газеты прошлых веков бесценны потому, что хранят мысли и чувства человечества.
Роль печатной прессы особенно возросла с началом СВО. Мы, как и большинство печатных изданий, посылаем газеты и журналы в фронтовую зону, в госпитали, в новые регионы.
Прессу не жаловали и крупные торговые сети. Только в этом году нам удалось договориться с Минпромторгом о восстановлении продажи печатной продукции в супермаркетах, причем по всем регионам.
Барьеры на пути распространения прессы воздвигает и Почта России. Почта так обрадовалась, что стала банком, бросилась зарабатывать и кинула и саму почту, ее традиционные услуги, такие как подписка. Сейчас во многих почтовых отделениях можно много чего купить, но вот даже списка изданий, на которые идет подписка теперь нет.
Аудитория прессы растет, хотя тиражи сокращаются

Президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Алексей Иванов отметил, что в последние годы доходы издателей падали и они были вынуждены поднимать цены. В этом году выручка может возрасти, хотя в тиражах будут потери.
Как шагреневая кожа сокращается киосковая сеть. В Астрахани, в Екатеринбурге, в Московской области особенно плачевная ситуация. Сложности с распространением приводят к сокращению тиражей. Но есть и позитивные примеры. К примеру, в Воронежской и Липецкой областях киосковую сеть удалось сохранить. Хотя количество печатных изданий в стране сократилось, аудитория прессы тем не менее выросла на 5,6 миллиона. После начала СВО наблюдается общий рост доверия к газетам. При этом ключевой фактор для выбора прессы как источника информации — это достоверность.
В поисках нового формата

На сегодняшний день руководство Москвы максимально лояльно относится к издательскому бизнесу и печатным СМИ. Об этом заявила первый заместитель руководителя столичного Департамента СМИ и рекламы Юлия Казакова. В городе не только сохраняется, но и развивается, модернизируется розничная киосковая сеть. Конечно, прежние киоски во многом устарели. Надо искать новые форматы. В этом году на Красной Пресне и на Шаболовке экспериментально поставлены медиакиоски нового поколения. До конца года их будет еще пять. Этот формат связан с тем, что изменился город, поменялась модель потребления, люди стали по-другому покупать, ходить по другим маршрутам. Был нужен торговый объект, который бы соответствовал новому качеству городской среды. В медиакиоске нет традиционного окошка, а есть дверь, ведущая в уютное пространство. Важная задача — сделать киосковую сеть экономически устойчивой. Нужны новые формы торговли и услуг. Мы ввели возможность цифровых услуг и сервисов, систему заказов. Также в медиакиоске можно не только купить газету, но и выпить кофе, перекусить, подзарядить гаджеты. Возможно, появятся совместные акции, к примеру, с проектом «Московское долголетие».
Словом, медиакиоск стал многофункциональным, покупка газеты, журнала или книги носит теперь сопутствующий, импульсивный характер. А чтобы зацепить читателя, должны меняться, эволюционировать и сами газеты, которые за последние 10—15 лет мало изменились. Хотя есть и положительный пример — ребрендинг газеты «Вечерняя Москва» и ее еженедельного выпуска для семейного чтения. Столетняя газета обрела новое дыхание, новое современное качество.
Понятно, что теперь таких очередей к киоскам как за «Московскими новостями» в 90-е годы уже не будет. Чем же привлекать? Аналитикой, достоверностью, дизайном и форматом. Словом, газетчики должны искать, чем же читателя зацепить. По существу проектом медиакиосков мы даем печатным СМИ возможность продвинуть свою продукцию. При этом мы хотим формировать нового читателя, чтобы нарастить аудиторию газет и журналов, которые тоже должны меняться.
Сохранить единое информационное пространство

Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев выразил тревогу действиями Почты России, постоянно необоснованно повышающей тарифы на доставку печатной продукции. Это ставит под угрозу сложившуюся за много десятилетий систему подписки на издания. По существу речь идет о подрыве информационной безопасности России, под угрозой разрыва оказывается единое информационное пространство нашей огромной страны.
Особенно тяжелое положение в городской и районной печати. Сейчас на местах появились программы по поддержке земских врачей и земских учителей. Но нуждаются в поддержке и земские журналисты. Это помогло бы закрепить в провинции молодых журналистов. Владимир Соловьев отметил как положительный и заслуживающий распространения опыт объединения прессы в холдинг в Ростове-на-Дону и в Воронеже, где также ищут альтернативные способы распространения изданий.

