Беседа с деканом факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, профессором, доктором филологических наук, академиком РАО Еленой Вартановой о подготовке кадров, российском и зарубежном опыте, о проблемах и перспективах развития СМИ.
Тест: Дмитрий Сурмило. Фото Наум Аранович.
– Елена Леонидовна, как Вы оцениваете качество образования, каковы современные требования к процессу обучения будущих журналистов?
– Если говорить о системе российского высшего образования, то оно сохраняет свою фундаментальность. Нас часто упрекали в том, что на факультете журналистики МГУ преподаются теоретические дисциплины, которые в дальнейшем в работе в редакциях могут якобы не пригодиться выпускникам. Но все же в сильной теоретической подготовке и есть сила нашего образования, значение которого мы понимаем все больше и больше. Фундаментальность основана на глубоком изучении предметов из широкого спектра областей гуманитарного знания, прежде всего языка и литературы. Литература в России всегда – прямо или опосредованно – влияла на развитие не только культурных, но и политических и научных процессов в обществе. Конечно, качество журналистского образования зависит не только от чтения и понимания великих произведений русской и зарубежной литературы. Журналистика – профессия прикладная, но она должна иметь в своей основе прочную теоретическую базу и строиться на серьезном знании о мире, об обществе, о человеке.
Говоря о качестве журналистского образования, мы выделяем три «кита», на которых оно базируется. Первый «кит» – это блок фундаментальных знаний, связанный с пониманием современного общества в России и за ее пределами в глобальном масштабе. В учебных планах мы традиционно сохраняем русскую и зарубежную литературу в качестве фундамента, на который «достраиваем» социально-экономические, политические, исторические дисциплины, право, без чего сегодня невозможно понимать общество. Вопрос изучения истории мне кажется крайне важным и с точки зрения фундаментальности образования, и c точки зрения мировоззренческой четкости во взглядах журналиста, и с точки зрения сохранения культурных традиций. Так, сейчас объем исторических дисциплин увеличивается, ведь это касается напрямую нашей идентичности и единства. Для журналиста важны знания не только о ключевых исторических событиях, их причинах и последствиях, но и история мировой и отечественной журналистики. Надо понимать, что историю в ее богатстве и многообразии мы в немалой степени познаем и через литературу. Вспомним, что принцип критического реализма помогал писателям и читателям осмыслять общественные процессы.
Второй «кит» – теория журналистики, теория массмедиа и теория медиа. Журналистика – уникальная профессия. Она предполагает не только знание того, что происходит в социуме, но и понимание отношения к журналистике со стороны общества, взаимоотношений журналистики и государства, журналистики и власти – как было принято формулировать в раннее постсоветское время, а также журналистики и аудитории. Знание особенностей этих отношений, тех ценностей, которые определяют неформальный общественный договор между действующими субъектами публичной сферы и политического процесса, с одной стороны, и самой журналистикой – с другой, должно формировать поведение журналиста, оказывать влияние на его профессиональные стандарты и профессиональную этику. И, конечно, нельзя представить себе журналистику без тех обязательств, которые она имеет перед обществом. Принцип социальной ответственности журналиста, возведенный нами во главу угла, связан не только с фундаментальными знаниями, но и с теоретическими концепциями журналистики и медиа. Сегодня среда, в которой существует журналист, неоднородна. Журналист должен понимать, с кем он конкурирует. Если раньше это были деятели шоу-бизнеса, политики, то сегодня появились новые авторы в цифровых средах – блогеры, инфлюенсеры, лидеры общественного мнения, подчас разрушающие классическую бизнес-модель СМИ. Поэтому журналист должен осознавать свое место в такой сложной полисубъектной среде, сохраняя принципы и ценности профессии.
Третий «кит», на котором базируется классическое профессиональное образование, это практикоориентированные занятия, прикладные курсы, практики и стажировки в СМИ. С 1990-х годов наши студенты создают свои интернет- и видеопроекты, выпускают свою газету. У нас сложился настоящий студенческий медиахолдинг «Моховая, 9». Сегодня он включает телеканал, радиостанцию, газету «Журналист» и интернет-издания: «Журналист-онлайн» и «Лаборатория научной журналистики» – проект, который помогает студентам постигать премудрости популяризации науки.
На мой взгляд, об идеальном и качественном образовании можно говорить, когда студент получает фундаментальные знания, изучает теоретические концепции журналистики и медиа, сам работает в качестве журналиста.
Сегодня студенты обладают высоким уровнем технологических навыков. Но при этом научить их быть профессионалами, используя информационные технологии и ресурсы, дело непростое, потому что умение нажимать на клавиши не равно технологической грамотности. Главное, чтобы приоритетом стали не только скорость создания и распространения информации, объем траффика, численность аудитории, высокие заработки.
Отрадно отмечать, что журналист в России остается важнейшим представителем группы лидеров общественного мнения – экспертов, профессиональное и объективное мнение которых действительно нужно обществу. Но журналист интересен и своим даже субъективным видением происходящего, в данном случае субъективизм может быть оправдан. Не случайно говорят, что основателем отечественной военной журналистики был Лев Толстой, описавший военные события Крымской войны в «Севастопольских рассказах», а первым трэвел-блогером можно назвать Антона Чехова с его документальными заметками во время путешествия на Сахалин. Поэтому читатель хочет и новостей, и оценок, и аналитику, и интерпретацию фактов.
– У Вас огромный опыт взаимодействия с зарубежными коллегами. Как Вы оцениваете их опыт и подходы?
– Журналистское образование за рубежом устроено иначе, чем у нас. На уровне университета присутствуют программы по массовым коммуникациям, медиакоммуникациям, по телевидению и радио.
Зарубежная пресса – это отлаженная, экономически выстроенная, коммерциализированная структура и, должна сказать, коммерчески успешная, законодательно менее регулируемая. Но независимой, на самом деле, ее назвать нельзя. Например, технологически зарубежные СМИ зависимы от программного обеспечения – так что регулирование там есть, просто формы его непрямые. Мы это прекрасно видим по освещению текущих событий в информационном пространстве. Недавний конфликт известного американского журналиста с медиакомпанией наглядно показал, что «правила игры» там очень жесткие и «свобода слова» – подчас всего лишь декларация. Не удивительно, что журналиста с отличным от политической элиты мнением мгновенно выставили за дверь. Идеологический, политический контроль имеет место.
Сама журналистика – это неформальный общественный договор. Она всегда связана с тем обществом, в котором функционирует, – и через язык, и через систему ценностей и традиций, включая этнорелигиозные особенности. Эти факторы уникальны в каждой стране. Но есть и профессиональная этика журналистского сообщества, и профессиональные стандарты, универсальные для всех, – скорость, точность, борьба с фейками, уважение к аудитории и традициям.
– Из года в год Вы наблюдаете за будущими первокурсниками. С сожалением отмечаю тенденцию к снижению уровня общих знаний и кругозора у абитуриентов. Как ее можно переломить?
– Согласна с Вами, но нельзя сказать, что школьные учителя стали хуже работать или школьная программа отстает. Видимо, что-то утеряно, что-то требует переосмысления, доработки, переформатирования. Сама коммуникационная среда общества заметно изменилась. Очевиден сдвиг в формате образования. От текстоцентричного образования мы ушли в сторону растущей визуальности, возможно, визуальный контент более привлекательный и доступный, но, к сожалению, эта тенденция не всегда приводит к ожидаемому результату. Но нам повезло: на факультет приходят ребята мотивированные, интересующиеся и стремящиеся узнать многое. Они выходят из стен факультета достаточно подготовленными к практической деятельности.
– Вы сейчас говорите, а у Вас глаза светятся. Ощущаю Вашу вовлеченность в каждую тему, каждый вопрос, каждый момент процесса обучения. Преподаватель должен быть актуален?
– Абсолютно! Он должен быть открытым к инновациям, следить за техническими новинками и результатами научных исследований в сфере медиа, постоянно совершенствовать методику преподавания и искать новые формы подачи знаний, – в общем, быть восприимчивым к запросам и требованиям современного мира.