Что такое инфодемия?
Как отличить фейк от правды?
Чем отличаются современные абитуриенты журфака?
декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова,
профессор, член-корреспондент РАО Елена Вартанова.
Елена Вартанова: Теперь наша специальность называется “Медиакоммуникации и журналистика” и включает уже не одну, а несколько областей науки: к традиционной филологии добавились социология, философия и политология. Почему? Современные медиа изменились радикально, и нам необходимо изучать сегодня самые разные аспекты их деятельности: индустриальные, организационные, социологические, психологические, философские. Современный человек проводит в медиасреде в среднем больше пятнадцати часов в сутки. Это результат сложных междисциплинарных отношений. Здесь одной филологией уже не обойтись. И, конечно, сегодня нам нужны профи, которые умеют работать с новыми цифровыми форматами текста, рекламы, с мультимедиа, объединять все это по новым правилам. Поэтому недавно мы открыли направление подготовки “Медиакоммуникации”.
– …Где на первых двух курсах будущие журналисты изучают основы высшей математики. Зачем?
Елена Вартанова: Как ни парадоксально звучит, но современная журналистика основана на математике. Наши выпускники работают в редакциях, где сегодня много программистов, где много работы с большими данными, с искусственным интеллектом. Студентам необходимы основы высшей математики, чтобы правильно ставить задачи в коллективе, понимать язык, на котором разговаривает команда.
– Весь минувший год мир боролся не только с пандемией коронавируса,
но и новым феноменом – инфодемией. Что это такое?
Елена Вартанова: В момент, когда мы остались один на один с социальными медиа из-за карантина, безвылазно сидели дома, зависимость от информации, которая приходила из интернета, соцсетей, была колоссальной. К сожалению, часто наш уровень цифровой грамотности оказывался недостаточным, чтобы противостоять обилию фейковых новостей, которые наводнили медиасреду. Это породило явление, которое исследователи назвали инфодемией, объединив информационную избыточность, непрофессионализм и болезнь, которая охватила весь мир.
– Как отличить фейк от правды?
Елена Вартанова: Рецепты есть. Фейк ведь всегда нацелен на эмоции, а не на разум. Начинать нужно с заголовка. Тот, который “бьет” на эмоции, – первый признак фейка. В тексте должны быть источники информации не типа “брат жены соседа” или “знакомый из администрации”, а четкие, прозрачные и профессиональные. Лучше – два или три. Сам текст – спокойный. Внутри текста нужно искать реальную информацию – факты.
– Но фейки собирают миллионы кликов. В погоне за ними происходит кризис этических норм в журналистике. Как сегодня преподается этика на журфаке?
Елена Вартанова: Раньше это был курс лекций, которые читали философы, опираясь на принципы общечеловеческих этических норм.
Это важная часть, и она остается. Но мы должны помнить: в теории журналистики этика часто приравнивается к профстандартам.
Поэтому теперь студенты изучают не просто этику как таковую, а именно этику журналиста, которая основана на принципах социальной ответственности. Учебный курс разделен на две части: лекции по базовым принципам этики и семинары, где разбирают конкретные кейсы журналисткой практики. Важно знать, как этические нормы должны преломляться в профессии, как, отвечая требованиям аудитории, соблюдать стандарт качества.
– Подведены итоги олимпиады “Ломоносов” по журналистике, которую журфак МГУ уже шестнадцатый год проводит вместе с “Российской газетой” и “Радио России”. Чем отличились нынешние участники?
Елена Вартанова: Прежде всего – это высокий уровень цифровой грамотности детей, которым пришлось финальный этап проходить дистанционно, отвечая на вопросы в прямом эфире – под микрофон и на камеру. То, как ребята держались перед камерой, как до секунды выдерживали радийный тайминг – полторы минуты на ответ, экзаменационную комиссию просто поразило.
– Не секрет, что в журналистике очень много людей из других профессий. В современные медиа им по-прежнему вход открыт?
Елена Вартанова: Да, наша профессия остается открытой. Но все же журналистика – именно профессия. Со своими принципами и методами, которым надо учиться. Без разбора кейсов, без понимания теории и пределов возможного в журналистике профессионалом не стать. Кстати, в магистратуре журфака много выпускников естественно-научных факультетов. Это очень популярный вариант профессионального “апгрейда”. Главное, чтобы, приходя в журналистику, человек понимал особенности профессии. А это не такая простая история.