Владимир Познер предложил упразднить все факультеты журналистики.
По его мнению, «нельзя научить человека быть журналистом», для этого «надо родиться
с определенным талантом». Познер предлагает вместо этих факультетов создать «школы журналистики», куда принимать «тех, кто уже имеет высшее образование
и уже немножко «пощупал» жизнь».
Это предложение обсуждают эксперты Александр Колесниченко и Александр Никонов.
Теория тоже полезна
Александр Колесниченко, доцент факультета журналистики МГУ
Да, журналистом можно стать и без журфака. Но сказать, что он бесполезен — нельзя. Можно карабкаться на вершину козьими тропами, а можно идти проторенным путем. Учеба на журфаке помогает плавно войти в профессию, понять, как и что в ней делается, за что браться,
на что ориентироваться.
Среди студентов журфака МГУ, у которых я веду занятия, не менее половины вполне профпригодны. Есть те, кто к пятому курсу успел издать книгу, есть группа студентов, которая создала свое контент-агентство — бизнес развивается полгода, и у них уже большой портфель заказов.
Мой опыт (Александр Колесниченко долгое время был редактором отдела в крупной газете. — «ВМ») подсказывает, что их уже можно брать на работу в серьезное СМИ.
А вот в чем я, безусловно, согласен с уважаемым мною Владимиром Познером — это в том, что на журфаки лучше бы принимать не сразу
после школы, а лет хотя бы с 20. Не обязательно, чтобы до этого абитуриент непременно получил другое высшее образование — важно, чтобы у него был какой-то бэкграунд, побитость жизнью. Идеальный студент журфака — тот, который до поступления где-то поучился, поработал, повоевал, может, даже посидел или побомжевал…
Сам я поступил на журфак МГУ в 22 года. Сначала я получил (по настоянию родителей) диплом инженера-технолога по производству мебели и попутно стал заместителем редактора газеты того вуза, в котором учился. Мне хотелось перейти в более приличные издания — а меня не брали, мне хотелось писать, как журналисты, которые мне нравились, — а у меня не получалось. Почему? С этими вопросами я пришел на журфак, и поиск ответов заставлял меня очень прилежно учиться. И сегодня я понимаю, что многие предметы, которые там преподавали, были очень полезны.
Иногда говорят, что наше образование перегружено теорией. На самом деле адекватная теория — это попытка структурировать реальность. Беда в другом, что важные ответы у нас предлагаются до того, как у студента возникнут соответствующие вопросы.
Незачем втирать друг другу очки
Александр Никонов, обозреватель
У одной женщины губы раздуло, словно их ботоксом накачали… Губы у нее разнесло так, что это послужило предметом шуток для коллег. Никакие антигистаминные препараты и врачи не помогали. Губищи в таком состоянии были полмесяца — ровно до тех пор, пока бедолага не пошла к одной моей знакомой, которая называет себя целителем. После четырехчасового сеанса эта странная опухлость губ, вызванная психосоматическими причинами, спала, будто и не было ее. Удивительный случай.
Многие врачи просили эту мою знакомую научить их работать с такой же эффективностью. На что она отвечала: целительству научить невозможно, это либо дано от природы, либо нет. Разве можно научить всех прыгать, как Бубка, или играть, как Паганини, так чувствовать человеческое тело, как его чувствовал великий Пирогов? Но если пиликать на скрипке и прописывать таблетки еще можно
худо-бедно научить каждого, то, например, с писательством и рисованием точно выйдет облом.
К чему я веду?
К тому, что журналист Владимир Познер высказал показавшуюся многим крамольной мысль: закрыть факультеты журналистики,
поскольку хорошо писать научить человека невозможно.
Это правда. Все талантливые журналисты, каких я знаю, журфак не заканчивали. Как не заканчивали Литературный институт Пушкин, Тургенев, Толстой. Поэтому сразу после всех журфаков должно быть закрыто и это чудовищное детище сталинской эпохи,
выпускавшее целыми взводами писателей и поэтов в казенных яловых сапогах, — Литературный институт.
Таких идиотских институтов, колледжей и университетов, дающих псевдообразование, нынче много развелось.
Подлежат, с моей точки зрения, закрытию все туристические и торговые колледжи. Обслуживать туриста и покупателя — это не высшее образование и даже не среднее. Это просто навык, которому обучают прямо на месте. Так зачем мы втираем друг другу очки, будто на журфаке или в торговом техникуме чему-то учат? Писать буквы учат в школе, считать цифры — там же. Все остальное — околопрофессиональный гарнир, который забывается так же быстро, как марксистско-ленинская философия или история медицины в медвузах.