По опубликованным данным Россииского книжного союза наиболее активно развивающимся направлением в отрасли (при более чем 20% сокращении традиционной печатной продукции) остаются электронные и аудиокниги, уверенно вытесняющие с рынка книги бумажные. Большую часть аудио- и электронного «вала» дают фэнтези и тексты, затрагивающие разные аспекты молодежной субкультуры. Старикам в этой литературе не место. Сегодня, к примеру, большой популярностью у молодых читателей России пользуется манга — разновидность японских комиксов. Герои манги — обычные подростки с их типичными недостатками, эмоциями, проблемами. Об интересе молодежи к книге свидетельствует и появление в сетях многочисленных книжных блогеров, то есть новых критиков и литературоведов. Это, конечно, радует.
Но бумажная книга сдает позиции по сугубо экономическим причинам. Два года пандемии, самоизоляция, закрытие предприятий и книжных магазинов подкосили отрасль. Сегодня она переживает дефицит бумаги, картона, расходных типографских материалов. Нарушились производственные цепочки. Это привело в резкому удорожанию книг. К 2025 году обычные бумажные книги будут стоить в два раза дороже, хотя и сегодня они не по карману многим читающим гражданам. Теоретически со временем дефицит может быть преодолен, но цены (это тоже закон рынка) вряд ли упадут.
Горький, создавая в 1927 году журнал «Роман-газета», мечтал о «массовой дешевой книге для народа». Сегодня на эту роль претендует электронная книга. Она идет на смену бумажной, как некогда железный трактор на смену живому крестьянскому коню. Есть и еще один немаловажный «драйвер», сбрасывающий со счета бумажную книгу, — экологический. Бумага — это лес, а его надо беречь.
Переход «буквы» с бумаги в «цифру» — процесс глобальный и неизбежный, такой же, как цифровизация госуслуг, образования, здравоохранения, прочих социальных отношений. Сам дух времени воплотился в «небумажном» формате. Аудиокниги — идеальное средство скрасить тупое стояние в многочасовых пробках. Электронной книге не нужны шкафы. Ее легко «утилизировать» одним прикосновением к экрану, так же как и затребовать на экран новую.
Вполне возможно, бумажная книга превратится в артефакт для избранных по примеру дорогого вина. Для массового потребителя — прилавки в «Пятерочке» и «Магните», для состоятельного и солидного — запредельно дорогое штучное издание, переводящее приобретателя в разряд коллекционеров. Но кто точно окажется проигравшим в новой реальности, так это создатель художественного текста. Сегодня монетизировать даже пользующееся популярностью произведение практически невозможно. Перечисляемые за скачивание электронных книг читательские копейки теряются в цифровом, юридически мутном океане, крайне редко доплывают до автора. Аудиокниги и вовсе бесплатны, поскольку их (в том числе) слушают инвалиды по зрению. Писательское сообщество так и не смогло отстоять свои интересы в сетевых ресурсах. Для автора остался только один, в духе Вольтера, путь: самостоятельно возделывать свой сад. Отважно идти в сеть, превращаться в блогера, создавать вокруг себя сообщество читателей и, наконец, самому выставлять собственные произведения, чтобы — минуя посредников! — твердой рукой получать честно заработанный даже не гонорар, а, скорее, пожертвование. Другого пути у современных авторов, похоже, не осталось.
Юрий Козлов