Юрий Козлов. "Писатель в цифровом аду"По опубликованным данным Россииского книжного со­юза наиболее активно развивающимся направлением в отрасли (при более чем 20% сокраще­нии традиционной печатной продукции) остаются элек­тронные и аудиокниги, уверенно вытесняющие с рынка книги бумажные. Большую часть аудио- и электронного «вала» дают фэнтези и тексты, затрагивающие разные аспекты молодежной субкультуры. Старикам в этой лите­ратуре не место. Сегодня, к примеру, большой популярно­стью у молодых читателей России пользуется манга — разновидность японских комиксов. Герои манги — обыч­ные подростки с их типичными недостатками, эмоциями, проблемами. Об интересе молодежи к книге свидетель­ствует и появление в сетях многочисленных книжных блогеров, то есть новых критиков и литературоведов. Это, конечно, радует.

Но бумажная книга сдает позиции по сугубо экономиче­ским причинам. Два года пандемии, самоизоляция, за­крытие предприятий и книжных магазинов подкосили отрасль. Сегодня она переживает дефицит бумаги, карто­на, расходных типографских материалов. Нарушились производственные цепочки. Это привело в резкому удо­рожанию книг. К 2025 году обычные бумажные книги бу­дут стоить в два раза дороже, хотя и сегодня они не по кар­ману многим читающим гражданам. Теоретически со временем дефицит может быть преодолен, но цены (это тоже закон рынка) вряд ли упадут.

Горький, создавая в 1927 году журнал «Роман-газета», мечтал о «массовой дешевой книге для народа». Сегодня на эту роль претенду­ет электронная книга. Она идет на смену бумажной, как некогда железный трактор на смену живому крестьянско­му коню. Есть и еще один немаловажный «драйвер», сбра­сывающий со счета бумажную книгу, — экологический. Бумага — это лес, а его надо беречь.

Переход «буквы» с бумаги в «цифру» — процесс глобаль­ный и неизбежный, такой же, как цифровизация госуслуг, образования, здравоохранения, прочих социальных отношений. Сам дух времени воплотился в «небумажном» формате. Аудиокниги — идеальное средство скрасить тупое стояние в многочасовых пробках. Электронной книге не нужны шкафы. Ее легко «утилизировать» одним прикосновением к экрану, так же как и затребовать на экран новую.

Вполне возможно, бумажная книга превратится в арте­факт для избранных по примеру дорогого вина. Для мас­сового потребителя — прилавки в «Пятерочке» и «Магни­те», для состоятельного и солидного — запредельно до­рогое штучное издание, переводящее приобретателя в разряд коллекционеров. Но кто точно окажется проигравшим в новой реальности, так это создатель художе­ственного текста. Сегодня монетизировать даже пользу­ющееся популярностью произведение практически не­возможно. Перечисляемые за скачивание электронных книг читательские копейки теряются в цифровом, юри­дически мутном океане, крайне редко доплывают до ав­тора. Аудиокниги и вовсе бесплатны, поскольку их (в том числе) слушают инвалиды по зрению. Писательское со­общество так и не смогло отстоять свои интересы в сете­вых ресурсах. Для автора остался только один, в духе Воль­тера, путь: самостоятельно возделывать свой сад. Отваж­но идти в сеть, превращаться в блогера, создавать вокруг себя сообщество читателей и, наконец, самому выстав­лять собственные произведения, чтобы — минуя посред­ников! — твердой рукой получать честно заработанный даже не гонорар, а, скорее, Юрий Козлов. "Писатель в цифровом аду"пожертвование. Другого пути у современных авторов, похоже, не осталось.

Юрий Козлов

QR Code Business Card