Выросла цитируемость российских СМИ за рубежомСобытия, которые стремительно развиваются в быстро меняющемся миропорядке, требуют мгновенного отклика массмедиа. На фоне событий вокруг Украины потребность в оперативной и достоверной информации особенно остро чувствуют как простые граждане, так и властные персоны различных государств мира.

По данным аналитического агентства Prognosis, в марте – июне 2022 года был зафиксирован буквально взрыв интереса к российским СМИ. По сравнению с тем же периодом 2021 года число их цитирований в прессе стран “большой двадцатки” (G20) выросло в девять раз.

Эта цифра – средняя. Есть и своего рода рекорды. Новостями из России стали интересоваться даже те страны, которые обычно уделяли событиям в нашей стране минимум внимания. Так, количество упоминаний российских медиаисточников в Индонезии выросло в 180 раз, в Японии – в 35, в ЮАР – в 22, в Аргентине – в 17, в Мексике – в 14 и в Австралии – в 13 раз.

Внимание было приковано по большей части к ситуации на Украине и ходу специальной военной операции, к темам военных конфликтов и национальной безопасности, санкций и экономической устойчивости, боеготовности армий, проблем мирных жителей. На второй план отошли вопросы борьбы с пандемией коронавируса, под знаком которых в мировой прессе прошли 2020-2021 гг.

Среди самых цитируемых российских источников за рубежом – одно государственное и одно частное информагентства – ТАСС и “Интерфакс”, второе место с большим отрывом также делят РИА Новости и Regnum, затем с еще большим отрывом идут два государственных медиахолдинга – ВГТРК и Russia Today, два частных СМИ – “Коммерсантъ” и lenta.ru. При этом, как выяснили авторы исследования, ведущую роль в распространении данных о происходящем в России играют сегодня три информагентства – ТАСС, “Интерфакс” и РИА Новости. Каждое из них увеличило свою цитируемость за рубежом примерно в 10 раз, упоминается намного чаще любых других популярных отечественных СМИ.

Именно их западные медиа выбирают, когда нуждаются в оперативной информации из России.

Конечно, всегда в силе принцип “факты священны – комментарии свободны”. Но в итоге, несмотря на попытки блокировать и ограничить нашу страну в информационном пространстве, на деле картина обратная.

Цитаты государственных и частных российских СМИ – это около 90% всех упоминаний наших источников в зарубежных медиа. Особенно часто сообщения российских информагентств приводили в США, Германии, Италии и Франции. Лидер таких цитат в США и Италии – ТАСС. В Германии и Китае предпочитают новости “Интерфакса”. На долю так называемых иноагентов приходится лишь каждое десятое упоминание. Охотнее других эту группу изданий и порталов цитирует пресса США и Великобритании.

По мнению главного редактора журнала “Россия в глобальной политике”, председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова, “события 2022 года на многие месяцы сделали Россию основным сюжетом мировых новостей. Объективной причиной для этого стала значимость процессов, которые запустила российская кампания, субъективной – стремление стран Запада увязать с российской темой все проблемы. В этой ситуации особенно важно, в какой степени и какая информация, поступающая из российских источников, влияет на формирование глобальной информационной картины”.

“Сетования на тему о том, что Россия проигрывает информационную войну и у нее не получается транслировать благоприятную трактовку происходящего, являются общим местом. Однако оценка способности России влиять на информационную картину за рубежом – предмет отдельного обсуждения, – продолжает Лукьянов. – Из результатов опроса следует, что ведущие мировые СМИ достаточно интенсивно и осознанно опираются на российские источники информации. В соответствии с формальными правилами, действующими в западных медиа, приводятся разные источники, дабы сохранять впечатление баланса в подаче, что само по себе является предметом манипулирования, но тем не менее”. Общая схема восприятия ролей российских информагентств за рубежом, по мнению Федора Лукьянова, такова: “ТАСС – информационная служба властной вертикали, сообщает о принимаемых властью решениях; “Интерфакс” – агентство, подающее информацию нейтрально, расширяющее и дополняющее картину, отображаемую государственными агентствами, с фокусом на экономике и бизнесе”.

По мнению автора исследования, управляющего партнера агентства Prognosis Олега Муковозова, даже если у кого-то на Западе вдруг возникнет желание “вытеснить” российские СМИ из информационного поля, это не получится. Качественные СМИ как потребители контента нуждаются сейчас не просто в “сведениях” (в том числе из РФ), а в верифицированной и точной информации, по возможности очищенной от авторской интерпретации. Именно в таком формате и работают информагентства.

В свою очередь Алексей Фирсов, основатель Центра социального прогнозирования “Платформа” и вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, уверен, что потенциал расширения присутствия российских СМИ в западном медиапространстве далек от исчерпания: “Новостной информации много, однако есть дефицит быстрой, системной, умной аналитики”. При этом, уверен эксперт, “текст никогда не умрет” – в основе всегда останется слово, цитата, четко артикулированная новость.

Эксперты указывают, что доверие зарубежной аудитории нужно сохранить и в будущем, когда ситуация вокруг Украины стабилизируется.

Чтобы наращивать свое влияние в информационном пространстве, наши массмедиа должны больше и активнее работать с видеоматериалами, с теми жанрами информации, которые воздействуют на эмоции и образное мышление.

Особенно это важно, когда речь идет об освоении медийного поля наших новых партнеров – стран Востока, Азии, Латинской Америки, чья аудитория мало знает о России, но относится к ней с симпатией и Выросла цитируемость российских СМИ за рубежомнепредвзято.

Ирина Поленова

QR Code Business Card