В Мультимедиа Арт Музее (МАММ) начала работу выставка

«Россия и «Известия»: 100 лет вместе»

Снимки корреспондентов газеты иллюстрируют ключевые этапы истории страны, создают панораму жизни народа и демонстрируют достижения отечественного фотоискусства. В экспозицию включены карикатуры Бориса Ефимова, уникальные архивные документы
(в том числе имевшие гриф «Секретно») и предметы, связанные с работой издательства.

Выставка «Россия и «Известия»: 100 лет вместе» открылась в Москве
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Фотоработы Виктора Ахломова, Сергея Смирнова, Павла Трошкина, Дмитрия Бальтерманца и других мастеров уже стали классикой, неоднократно экспонировались в России и за рубежом. Теперь их можно увидеть в контексте журналистской деятельности крупнейшей газеты страны — как отражение всех сфер жизни Советского Союза и России.

Известинские фотографы всегда были в центре событий. В их объектив попали ключевые исторические моменты — поднятие флага победы над Сталинградом, приезд союзников на ялтинскую конференцию, встреча Юрия Гагарина после полета, отказ Бориса Ельцина от партбилета КПСС… Но помимо знаковых мероприятий фотографы «Известий» фиксировали и каждодневную жизнь страны, создавали коллективный портрет эпохи.

В снимках Дмитрия Бальтерманца, Павла Трошкина, Григория Зельмы, Анатолия Скурихина с полей Великой отечественной войны отражены не только боевые эпизоды, но и эхо трагедии. Следующие поколения фотомастеров воспели восстановление страны и наступление эпохи оттепели. В портретах простых советских граждан — городской молодежи, влюбленных парочек, — Виктор Ахломов передал дух 1960-х, поэтику, растворенную в повседневности. А Юрий Инякин и Александр Стешанов создали многогранный образ СССР периода застоя и перестройки.

И, конечно, фотолетопись «Известий» немыслима без портретов культурных деятелей. Майя Плисецкая и Галина Уланова, Владимир Высоцкий и Юрий Любимов, Дмитрий Шостакович и Мстислав Ростропович оживают на снимках известинских мастеров, «ловивших» их на сцене и в жизни. Запечатлевая легендарные спектакли «Таганки», приезды западных звезд в Советский Союз, встречи кумиров с поклонниками, фотографы газеты стремились передать магию момента и вдохновение «властителей дум».

Экономика, общество, спорт, культура…

На выставке собраны документы из архива спецотдела, хранившиеся под грифом «Секретно», переписка Сталина и главных редакторов «Известий», подшивки номеров, начиная с 1917 года, негативы, отпечатки с фототелеграфа (именно этот способ дистанционной передачи изображения использовался для военных снимков). Один из главных экспонатов — пишущая машинка Николая Бухарина, в 1934 году возглавившего «Известия», а в 1937-м арестованного в своем кабинете на Пушкинской площади.

В отдельной витрине размещены оригинальные и отретушированные для газеты снимки, дающие наглядное представление, как делали «фотошоп» в доцифровую эпоху. Но не только фотографы участвовали в иллюстрировании газеты. Визуальная история «Известий» немыслима без хлестких политических карикатур Бориса Ефимова, работавшего в газете с 1922 года. На выставке представлены как сами рисунки, так и номера, в которых они были напечатаны.

Выставка «Россия и «Известия»: 100 лет вместе» открылась в МосквеЖизнь «Известий» продолжается. Оценить сегодняшние достижения коллектива и новый облик печатного издания можно здесь же, полистав подшивку. Можно также сфотографироваться на фоне огромного коллажа из номеров «Известий» и таким образом вписать свой портрет в историю газеты и страны.

6 апреля 2017 г.

QR Code Business Card