Медийное пространство стран СНГ
Как освещаются выборы Президента Республики Узбекистан, которые состоятся 4 декабря, негосударственными телерадиостудиями страны? Соблюдаются ли международные стандарты независимыми студиями Узбекистана? Предоставляется ли равное время кандидатам в Президенты и не нарушаются ли права партий и кандидатов в ходе их агитационной деятельности?
Этими вопросами открыл международный «круглый стол» на тему «Применение международных стандартов в освещении выборов Президента Республики Узбекистан негосударственными телерадиостудиями страны: национальный опыт и мировая практика» председатель Национальной ассоциации электронных СМИ (НАЭСМИ) Узбекистана Фирдавс Абдухаликов.
Ответ на эти и другие вопросы в ходе форума искали отечественные и международные эксперты медиасферы из Болгарии, Германии, Латвии, Литвы, Дании, Франции и других стран, а также представители партнеров НАЭСМИ по мероприятию – Центризбиркома, регионального представительства Фонда имени К.Аденауэра, представительства ЮНЕСКО в Узбекистане, представители партий, общественных и государственных организаций.
После подписания Центризбиркомом и Ассоциацией двустороннего договора об освещении президентских выборов, журналисты негосударственных телерадиостудий всерьез задумались не только о количестве медиаконтента, которым в последний год бьют рекорды, создавая серьезную конкуренцию государственному ТВ, но и о качестве контента по выборной тематике и его соответствия международным стандартам. Вот как прокомментировал это событие Андрей Шведов из латвийского журнала «Телеграф»: «Я считаю, что соглашение Центральной избирательной комиссии Узбекистана и негосударственного телевидения очень важно, так как частные телеканалы зачастую эффективней, они быстрей доходят до своих зрителей, более креативны. Привлечение частных негосударственных каналов к освещению выборов позволит избирателям Узбекистана узнать больше о самой процедуре выборов, о кандидатах, которые претендуют на пост главы государства. Здесь я не вижу никаких отличий от Риги, от Латвии, от моей медиасреды, где мне довелось освещать выборы. Мне кажется, здесь всё четко соблюдается, а остальное зависит от самих кандидатов в Президенты. В данном случае СМИ отражает ситуацию, на мой взгляд, вполне объективную, ну а выборы покажут».
Для обогащения собственного контента по выборной тематике только за несколько последних месяцев состоялось 8 семинаров-тренингов, направленных на повышение профессионального уровня журналистов по выборной тематике с участием известных международных экспертов.
Такие усилия волне обоснованы, ведь на кону вопрос чести для каждого уважающего себя медийщика – день выборов главы государства. И эту ответственность хорошо понимают журналисты негосударственного сектора: к настоящему времени уже подготовлено около 450 единиц медиапродукции, которая вышла более двух тысяч раз в эфире негосударственных телерадиостудий по всей республике. В целях разъяснения сути и значения выборов, основных положений и порядка голосования, работы избирательных участков и других вопросов, было подготовлено более 40 социальных роликов, вышедших в эфир более 4,5 тысячи раз.
В этом вопросе негосударственный сектор, уже по традиции, сделал ставку на международный опыт, и, судя по всему, не прогадал. Ассоциация пригласила в Узбекистан для обучения молодых журналистов лучших международных экспертов медиасферы из-за рубежа. Поговорив с ними, мы узнали, как они оценивают соответствие негосударственного сектора в вопросах освещения Президентской кампании 2016 года международным нормам.
Как отметил экс-директор отдела по вопросам свободы слова ЮНЕСКО Могенс Шмидт, «чрезвычайно важным является тот факт, что в Узбекистане в процессе освещения выборов и деятельности СМИ также приняло участие большое количество международных экспертов. Например, я сам из Дании. Есть эксперты из Австралии, Франции, Германии, Латвии, Литвы. То есть, таким образом, объединив всех экспертов с различным опытом, здесь, в одной стране, появляется возможность для обогащения профессионального опыта, опыта журналистов Узбекистана».
Изучение передового опыта и его применение в создании собственного контента становится задачей №1 для медиасферы. Эксперт по развитию СМИ Юго-восточной Европы, член Европейской ассоциации общества директоров по коммуникациям Огниан Златев положительно оценивает эту инициативу:
«Хорошо, что СМИ Узбекистана внедряют международный опыт, приглашают экспертов, это важно. Это значит, что СМИ вашей страны следуют передовому опыту, это поможет им в их работе. Я думаю, вся работа соответствует международным стандартам. Как подчеркнули эксперты, работа СМИ при освещении выборов будет сбалансирована, честна, так как все кандидаты получили равные возможности и одинаковый доступ к СМИ и к обществу, так что я думаю в этом смысле все на своих местах, – подчеркнул эксперт из Болгарии».
Еще одной новинкой телевизионной зимы 2016 года «частники» решили сделать модные на западе ток-шоу – и снова в точку. “Менинг овозим” – “Мой голос” с участием представителей ЦИК, депутатов узбекского парламента, представителей политических партий, доверенных лиц кандидатов на пост Президента, а также студенческой молодежи завоевывает все больше поклонников. Сегодня рейтинг передачи – один из самых высоких в негосударственном эфире. Причем основными его “фанатами”, а также ведущими, что немаловажно, являются представители молодого поколения. Ведь для многих из них – это удобная площадка для того, чтобы открыто задать интересующий вопрос. “Сегодня мы наблюдаем, как в Узбекистане негосударственные СМИ становятся все более востребованными политическими силами для формирования общественного мнения среди населения. Мне, например, как датскому журналисту очень приятно было приехать и наблюдать за подготовкой к выборам в Узбекистане. Особенно после американских выборов, на которых употреблялись нецензурная лексика, угрозы, все что угодно. Кандидаты чуть не убивали друг друга прямо во время ток-шоу. Я очень обрадован тем, что ваша республика шла и продолжает идти совсем другим путем”, – отметил профессор Факультета европейских исследований Рижского университета им. Страдиня, международный обозреватель интернет-журнала Baltic-Сourse.com д-р Юджин Этерис.
Поддержал эту мысль и Алвис Эглитис, редактор балтийских новостей «Электронное СМИ» из Латвии: «Стал свидетелем, как на одной из частных телестудий снимали ток-шоу, посвященное выборам, где представители партий доказывали, что они хотят, чтобы именно их кандидат стал Президентом страны. Также увидел, что в СМИ достаточно широко освещаются позиции партий и предвыборные программы. Это позволяет мне судить о том, что на сегодняшний день в Узбекистане активно применяются современные журналистские приемы и стандарты в освещение предвыборной борьбы».
В мнениях международных экспертов – участников «круглого стола» – неоднократно звучали отзывы в адрес молодежи негосударственных телерадиостудий. Ставка на молодежь – серьезное преимущество негосударственного сектора не только потому, что авангард творческих и технических сотрудников негосударственного ТВ – люди, едва преодолевшие отметку в 25 лет, но еще и тот факт, что более 60% населения Узбекистана – молодые люди до 30 лет. И, очевидно, что формат «молодыми – для молодых» в этом случае – самый выигрышный. Вот как оценил «молодой» потенциал Президент Ассоциации местных телекомпаний Германии, управляющий делами телекомпании «Sachsen Fernshen GmbH & Co. Fernseh-Betriebs KG» из Германии Рене Фалькнер: «Журналисты вашей страны работают хорошо, я чувствую, что они представляют четвертую власть, они любят свою работу, они мотивированы. И я вижу интересные результаты работы журналистов как на ТВ и на радио, так и в газетах. Радует, что медиа Узбекистана открыты новым знаниям. И любовь к своей профессии одно из наиболее значимых положительных качеств, в сфере журналистики и в медийной индустрии в целом».
Международными экспертами высказаны и рекомендации в контексте предоставления информации гражданам, особенно молодежи. Как отметил представитель по вопросам свободы СМИ в Вене ОБСЕ, председатель Творческого союза журналистов Литвы Дайнюс Радзьявичиус, «Развитие СМИ сегодня – это в первую очередь развитие новых технологий. Для меня было интереснее всего узнать, как молодые люди относятся к выборам. Европейский опыт показывает, что молодые люди 19-20 лет не все голосуют, порой только 15-20% из них приходят на выборы. Интерес к политике и социальной жизни страны у них занимает, скажем откровенно, не первое место. Поэтому заинтересовать выборами молодое поколение – сегодня самая сложная задача для журналистов». Латвийский эксперт говорил о необходимости получения молодыми людьми контента «там, где они привыкли его получать»: на смартфонах, планшетах, различных медиаплощадках в сети Интернет. Здесь пора думать и о технической стороне вопроса. «Важно заинтересовать и молодежь, и людей постарше пользоваться мультимедийными продуктами: графики, факты про кандидатов, их политические программы – это не такая простая задача даже для современных журналистов. А также – обеспечить им доступ к интернет-платформам, сделать так, чтобы молодежь не считала «утекающие» мегабайты. Может именно опыт НАЭСМИ и договор с ЦИК помогли бы в будущем заранее подготовить специальную программу обучения, определенные интерактивные медиаплатформы, которые помогли бы людям быстро, удобно, в разных форматах получать информацию о выборах».
Негосударственный сектор набирает обороты изо дня в день, включая в работу не только уже имеющийся опыт в освещении избирательных кампаний прошлых лет, но и новые приемы и технологии. Интересен комментарий независимого журналиста, эксперта по странам Восточной Европы, Кавказа, Центральной Азии Биргит Ветцель: «Тот контент, который мы видим здесь, демонстрирует отличную подготовку негосударственных СМИ и их готовность освещать выборы во всех аспектах. Это говорит об огромных усилиях, предпринятых в секторе негосударственных СМИ в освещении выборов Президента страны. Вы действительно обеспечиваете избирателей информацией о том, какими правами в качестве гражданина этой страны они обладают. Также наблюдается объемное освещение посредством ток-шоу. Это большой шаг в сторону глобальных стандартов в освещении предстоящих выборов. Была проделана большая работа, которая показывает, что у каждого гражданина есть право голоса».
По мнению экспертов, в канун президентских выборов у узбекских медийщиков есть четкое понимание того, что без активного выражения своей гражданской позиции, демонстрации возможностей и условий, созданных в Узбекистане для всеобъемлющего освещения предвыборных процессов, истинной демократии быть не может. А добиться этого можно только постоянно совершенствуя свой труд и нарабатывая опыт, учась у мира. Этот вывод поддерживает и Амандин Амбреньи, главный редактор Информационного агентства Agence France Presse в Париже: «Я ознакомилась с тем, какие изменения происходят в пространстве СМИ. Я была впечатлена уровнем международных экспертов, которые сотрудничают с НАЭСМИ, тем, как открыто узбекская сторона сотрудничает с миром. Как журналист хотела бы отметить именно эту открытость сотрудничеству».
Выпуск актуальной сегодня социальной медиапродукции, теле- и радиороликов, посвященных разъяснению сути и значения выборов, основных положений и порядка голосования, работы избирательных участков, прав граждан – за всем этим стоит работа не одного десятка профессионалов, «горящих» своей профессией. И пусть за их плечами нет многолетнего стажа работы в медиа, но есть, пожалуй, главное в профессии – стремление к новым знаниям, четкое понимание задачи и ответственность за свою работу. По мнению Главы представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Кристы Пиккат, «творческий коллектив НАЭСМИ проделал колоссальную работу в этом направлении. Они со всей ответственностью отнеслись к данному политически важному процессу. Я стала свидетелем дебатов, проходивших в рамках кампании. НАЭСМИ освещает выборы согласно принятым мировым стандартам».
Екатерина Соболева, заместитель генерального директора ИА «Uzbekistan Today» 30 ноября 2016 г.
Точка зрения авторов может не совпадать с мнением редакции сайта ujmos.ru