Сегодня 19 мая 2022 г. исполняется СТО лет
со дня основания Всесоюзной пионерской организации
О том, какие методики и традиции пионерского движения сохранили свою актуальность в наше время, на страницах “Учительской газеты”
размышляют наши эксперты и читатели
Михаил РОЖКОВ,
главный научный сотрудник Всероссийского центра развития
художественного творчества и гуманитарных технологий,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ:
– За время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывали 210 миллионов советских ребят. Первые пионерские отряды работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, а в конце 1930 года на базе школ были организованы пионерские дружины, на базе классов – пионерские отряды. Основные принципы педагогического сопровождения детских объединений актуальны и сегодня. Это самодеятельность пионеров, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; ярко выраженная романтическая и игровая окраска пионерской жизни.
В процессе развития пионерской организации рождались различные формы работы с детьми, которые решали задачу формирования таких качеств, как социальная активность и социальная ответственность. Многие формы работы пионерской организации и сейчас широко используются в детских объединениях.
В 1990 году в «Артеке» состоялся десятый слет пионерской организации, который определил ее новое название «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций». Была разработана новая концепция социализации детей в детских объединениях.
В этой концепции актуализовалась мысль о том, что у детской организации должна быть своя социальная ниша и это организация детей, а не для детей. Впервые был обоснован вариативно-программный подход, который предполагал акцент на разнообразных интересах детей.
Вспоминая свое детство в эти дни, многие люди захотят посидеть у костра, спеть пионерские песни, отправиться в поход, реализовать себя в различных полезных делах. Как сказано в гимне пионерской организации: «Клич пионера: «Всегда будь готов!».
Лидия ТИМОФЕЕВА,
доктор политических наук, профессор РАНХиГС,
первый заместитель председателя ЦС ВПО им. В.И.Ленина в 1986-1989 годах:
– Если вспомнить работающие методики моего пионерского детства, то это, конечно, методика, которая испытывалась и воплощалась в 60-е годы прошлого века во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» под Туапсе. Методика Игоря Петровича Иванова, доктора педагогических наук, заключалась в короткой трехсоставной формуле: «Каждое дело – с пользой, иначе – зачем? Каждое дело – людям, иначе – зачем? Каждое дело – творчески, иначе – зачем?» Пройдя школу воспитания по методике Иванова, уже не будешь заниматься пустословием, самолюбованием, бюрократизмом, иначе, зачем такая никчемная жизнь? По Иванову самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создается и развивается самими воспитанниками, вовлеченными в процесс жизнетворчества.
Из традиций я бы не забывала о тимуровском движении, которое сегодня переросло в волонтерство, детские спортивные игры «Золотая шайба», «Кожаный мяч», военно-спортивная игра «Зарница», аналогом которой стала Юнармия. Все это работает на воспитание гражданственности, патриотизма. Обязательно нужно вернуться к институту вожатых при детских отрядах, будь то школа или внешкольное детское образование. Зарплата у них должна быть не ниже заместителя директора школы.
Не мешало бы вспомнить про дискуссионные пионерские клубы, возродить по всей стране детскую печать, детскую литературу, композиторское творчество для детей.
Михаил БАРАННИКОВ,
главный редактор газеты «Пионерская правда», вожатый МДЦ «Артек» в 1993-1995 годах:
– Пионерия в советский период была массовой детской организацией, главной задачей которой было гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня очень многое, что вышло из пионерии, существует в формах «созданного велосипеда». Например, тимуровское движение теперь существует в форме волонтерского.
Самым важным воспитательным звеном были пионерские вожатые, включая старших вожатых, ставки которых до середины 90-х годов существовали во всех школах. Существовала целая система подготовки пионерских кадров. Вожатые не были ни советниками директоров, ни психологами, ни аниматорами, а именно взрослыми детскими лидерами! У ребят была возможность не только принять участие в организации интересных дел в отряде или дружине, но и поговорить по душам, посоветоваться, решить какие-то личностные проблемы. Это, к слову, о том, как решались проблемы конфликтов и буллинга без создания целых конфликтных комиссий на уровне образовательных организаций.
Социально активный подросток, «вырастая» из пионерского галстука, становился комсомольцем и мог развивать свои лидерские качества. С отсутствием такой преемственности полученный подростком опыт детского движения теряется. Комсомол воспитывал кадры для пионерии. Сегодня, к сожалению, взять такое шефство и кадрово подпитать детское движение некому, разве что только его бывшим воспитанникам.
Наверное, главное, что было в пионерской организации советского периода и чего не хватает сегодня, – это системность и продуманность.
Алексей ХОДОРЫЧ,
издатель детских СМИ «Классный журнал» и «ПониМашка»:
– Главными традициями пионерского движения я считаю общественно полезную работу во благо всего общества, неравнодушное отношение к своим коллегам и друзьям, а в целом — дух коллективизма и бесконечно весёлой, но в то же время полезной игры. Быть пионером мне всегда очень нравилось и даже официоз меня ничуть и никогда не смущал. Может быть, потому, что я был знаменоцсем. А может, и по другой причине: носить пионерский галстук и стремиться делать полезные дела – это, конечно, ограничитель, но ограничители всегда необходимы, так как именно они позволяют делать реально полезную работу. Это как гильза для пороха. Без гильзы порох просто пшик, а с гильзой, которая его ограничивает, это уже выстрел.
Знаю, что у многих иное отношение, например, многие не любят общественной нагрузки и предпочитают индивидуализм. Но тут точно так же, как и с отношением к школе. Каждый год перед 1 сентября в соцсетях начинается перекличка мнений, те, кто считают, что школа – это унылая тюрьма для детей, спорят с теми, кто считает школу очень интересным и хорошим местом, наполненным приключениями и движухой. Я вот из второй категории. Мне и учиться нравилось, и веселиться на переменах. Насколько я знаю, в современной школе всё немного иначе, свободного времени у детей практически нет, и, похоже, всё там не так зажигательно. Но вот современная пионерия — Российское движение школьников, – судя по тем мероприятиям, о которых я знаю, это такой же огонь и экшн, как и во времена моего детства.
Во взрослой своей жизни и в работе я, конечно, использую все три обозначенных мной момента. Общественно полезная и социально значимая деятельность вообще является сутью моей работы, друзьям и коллегам всегда стараюсь помогать, даже если это приводит к переработкам и захватывает моё свободное время. Ну а дух коллективизма и весёлой пользы мне вообще очень близок.
Поэтому тут уж нет никакого выбора, это суть моего мировоззрения, работы и жизни.
Елена КОЛЕЧЕНОК,
региональный координатор Российского движения школьников в Карелии:
– Я позитивно отношусь к методическому наследию пионерии. Подготовка вожатых и наставничество, подшефная помощь и добровольчество, культура трудолюбия, знание, понимание и уважение истории Отечества, общественная дипломатия. Актуальны ли они сейчас? Конечно.
Назову пять принципов, на которых мы сегодня строим работу, а вдохновение и смыслы берем из опыта пионерской организации: организованная общественная жизнь подрастающего поколения, принципы природосообразности и гуманизации воспитания, нравственность и милосердие в отношениях и делах, личный пример взрослого, опора на лучшее и позитивное в каждом ребенке и подростке. В итоге получается ретроспектива с безграничной перспективой!
Светлана ОДИНЦОВА,
педагог дополнительного образования, Воронеж:
– Я из своего детства хорошо помню законы, по которым мы жили во время пионерских, а потом и комсомольских сборов актива. Нас собирали под Воронежем в пионерских загородных лагерях, и мы две недели проводили на природе, в кругу друзей. Было замечательно! Каждый день заполнен мероприятиями с раннего утра до отбоя, и каждый был тематическим. Помню военно-патриотический день, когда мы всем лагерем участвовали в игре «Зарница», день олимпийцев – спортивные соревнования, День памяти, когда мы выходили из лагеря и возлагали венки к памятнику павшим солдатам. Сегодня мы не имеем возможности проводить такие мероприятия, условия в лагере стали жестче, требования возросли, внесла коррективы пандемия. Хотя основные темы все равно повторяются в программах детских оздоровительных лагерей. А те законы, по которым мы жили тогда, я стараюсь использовать со своими воспитанниками: Закон орлятского круга, когда можно стать в круг и обсуждать самые трудные вопросы, глядя друг другу в глаза, честно и искренне. Закон «ноль-ноль», который приучает все делать вовремя и никуда не опаздывать. Закон поднятой руки: когда один говорит, все его слушают, а не галдят. И еще была одна хорошая традиция: каждый вечер подводить итоги дня, анализировать, что было сделано хорошо, а что – не очень. Такую рефлексию мы тоже используем с детьми.
Маргарита ЛИХАЧЕВА,
почетный гражданин Великого Новгорода,
учитель русского языка и литературы школы №14, Великий Новгород:
– В 80-е годы я работала секретарем новгородского горкома комсомола. В школе на посту учителя и классного руководителя тружусь более 40 лет и использую многое из методики пионерского движения. Главное, что можно взять из этого опыта, на мой взгляд, – патриотическое направление и традицию помощи людям. На базе моих классов в нашей школе существуют юнармейский отряд, волонтерское движение, поисковый отряд. Мои подопечные много лет помогают одному из детских домов города, шефствуют над ветеранами, ухаживают за братскими захоронениями и отправляются на поиски останков воинов, погибших в период Великой Отечественной войны. Традицию дружбы народов мы тоже взяли из советских времен, например, наша школа дружит со школой №41 белорусского Гомеля, мы устраиваем телемосты, ездим друг к другу в гости. В наше время, когда люди разрознены, детей может сплотить дружный класс, где вместе делаются хорошие полезные дела.
По тексту №20 от 17 мая 2022: