У Театральной премии «МК» есть главная традиция: каждая церемония, всегда стремительная и зажигательная, полна сюрпризов. 28-я Театральная премия началась с сюрприза Павла Гусева, который вручил Марине Райкиной специальную награду: премию главного редактора — за 30 лет профессионального полета. А в этот солнечный первый день ноября в редакции собралось созвездие молодых и маститых мастеров. Среди них — Виктор Сухоруков, Игорь Костолевский, Александр Семчев, Галина Тюнина, Ольга Прокофьева, Светлана Аманова, Марина Хазова, Александр Олешко, Виктор Добронравов, Полина Агуреева, Константин Богомолов, Владимир Панков, Максим Обрезков и многие другие. По сложившейся традиции, каждый второй вспоминал Олега Павловича Табакова, который много лет был талисманом нашей премии. Но обо всем по порядку.
Первым, кто явился на 28-ю Театральную премию «МК», стал Александр Олешко, которому предстояло получить награду за неожиданную для него роль Павла I в одноименном спектакле.
На старте церемонии ведущая Марина Райкина отметила, что нашу премию получают «по справедливости, за талант, но связи никто не отменял». Шутку, в которой только доля шутки, подхватил главред «МК» Павел Гусев, который вспомнил об Олеге Павловиче Табакове, который несмотря ни на что с первого дня существования премии приходил на вручение, и каждое его появление превращалось в короткий и яркий моноспектакль. В табаковском «тоне» сыграл и Павел Николаевич, объявив, что учредил специальную премию главного редактора. И в тот самый момент, когда Марина Райкина удивленно подняла брови, ей была вручена особая премиальная тарелочка и букет тюльпанов. А дальше — понеслось. Самая стремительная премия вошла в раж…
Первыми на сцену поднялись молодые — звездочки, которые скоро, вот увидите, разгорятся с невероятной силой: режиссер Аскар Галимов, поставивший лучший дипломный спектакль в ГИТИСе. Он уже приглашен на постановки в ведущие столичные театры. Следом за ним премию получили Иван Рябенко из Мастерской Петра Фоменко (лучшая роль второго плана в спектакле «Вишневый сад»), Антон Савватимов — белокурый мим из одноименного спектакля продемонстрировал мастерство с помощью контрастных интонаций, которые буквально пропел на одном дыхании. Следом — дуэт молодых вахтанговцев Иван Захава и Полина Рафеева («Варшавская мелодия. Перекресток»).
В номинации «Лучшая женская роль» ее поделили две актрисы: Василиса Перелыгина из МХТ Чехова (роль Черновой в «Новой оптимистической») и Любовь Константинова из Театра им. Гоголя (роль Катерины в спектакле «Гроза. Искушение»). Для Любови эта роль — первая на московских подмостках, до этого она работала в Петербурге в Театре Льва Додина.
Категория «Начинающие» началась сюрпризом и им кончилась: маститый режиссер Тереза Дурова (победившая в категории «Мэтры») очень спешила на своего «Маяковского», потому что вечером его играли не в родном театре, а в филармонии. Собственно, за эту постановку она и получала награду «МК». «Мы были не одиноки со своим Маяковским, — с ходу зашла в пике режиссер, напомнив, что вокруг юбилея поэта было немало событий, в том числе театральных. — Но меня нельзя было победить, потому что я женщина! Ну все: я побежала в филармонию». И улетела.
Категорию «Полумэтры» открыл Сергей Гирин (Перчихин, «Мещане», «Современник»), вспомнив не только Олега Павловича Табакова, но и Галину Волчек, которую и процитировал: «Слава богу, что есть театр: он позволяет отключиться от всего невозможного, что происходит в мире». Лирическую ноту подхватила Ольга Воронина, которая приняла фирменную тарелочку от «МК» за роль министра культуры в спектакле «Новая оптимистическая» (лучшая женская роль второго плана). Она посвятила эту награду своему папе, который живет на Урале. Еще до начала церемонии актриса МХТ им. Чехова призналась: «Я знаю, что Олег Павлович Табаков каждый год был здесь, и для меня это очень важно. Премия очень искренняя, настоящая и адекватная. И мне приятно, что эта первая моя профессиональная награда — именно ваша».
Для Варвары Насоновой, которой премия досталась за лучшую женскую роль в спектакле «Лабарданс» в СТИ, награда тоже первая. Лучшую мужскую роль поделили два красавца — Александр Олешко (Павел I в одноименном спектакле Театра Вахтангова) и Виктор Добронравов, сыгравший Моцарта на Исторической сцене этого же театра. Олешко первым взял слово, начав с шутки: признался, что два года назад уже делил награду от «МК» с Добронравовым, только с Федором. «Так что им пора меня усыновить!» А еще заметил отличительную особенность Театральной премии «МК»: только здесь всем все понятно — кто и за что получает награду. «На других церемониях обычно думаешь: а что этот тут делает, а что тот? Но только не в «МК»!».
Следом режиссер Владимир Панков — он забрал тарелочку за лучший музыкально-драматический спектакль «Скоморох Памфалон» в Центре драматургии и режиссуры. Он один из тех, у кого уже целый сервиз. Павел Гусев по этому поводу пошутил: «Скоро начнем делать премиальные ложки и кружки». В отличие от него худрук Театра Гоголя Антон Яковлев в «МК» первый раз. Принимая награду, он признался, что молодые зовут его панком — значит, его театр получается современным и молодежным.
Закрыл номинацию «Полумэтры» Константин Богомолов, чей актерский состав уже побывал на сцене «МК». «Новая оптимистическая» — самая актуальная и остроумная постановка — взяла пять номинаций.