КиоскВ Государственную Думу внесён законопроект, который предлагает наделить розничную торговлю печатной продукцией особым статусом и правами, которые помогут им остаться на рынке распространения газет и журналов. Насколько это важно для рынка продукции? Этот вопрос обсуждался  в пресс-центре «Парламентской газеты».

В последние десять лет количество киосков, торгующих прессой, сократилось больше чем на треть, а только в 2014 году — на четыре процента. На привычных для жителей разных городов местах вместо точек по торговле газетами и журналами появляются ларьки с шаурмой, а кое-где даже общественные туалеты.

«И если мы допускаем, что прессу таким образом оценивают ниже плинтуса, то получается, мы разрушаем гражданское общество», — убеждён разработчик законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов.

85 процентов россиян читают бумажную прессу, из них 74 процента покупают газеты в киосках и 44 процента недовольны тем, что киоски стали удалять от метро и других привычных мест. «Газетные киоски — это элемент культуры, которая сложилась в стране и рушить её — неправильно», — убеждена член Совета Федерации Ирина Гехт. «А ведь нет ничего весомее печатного слова!» — согласился с коллегой член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Андрей Соболев.

«Мы два года бьёмся, чтобы газетный киоск не ушёл из города, где появилась первая газета! Киоски не уходили с улиц столиц ни во время войны, ни во время блокады. А сейчас это может произойти», — эмоционально поддержала дисскуссию по видеосвязи депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Марина Шишкина.

Принятие законопроекта, наделяющего киоски, торгующие печатной продукцией, особым статусом и правами, которые помогут им остаться на рынке, могло бы стать историческим. Такое мнение выразил председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин:

Киоска больше нет
Ещё минувшим летом киоск «Парламентской газеты» стоял у здания Государственной Думы на Охотном Ряду. Теперь киоска нет – убрали. Фото из архива «Парламентской газеты»

«Инициатива очень серьёзна и актуальна, в том числе в связи с Годом литературы и поручением президента обеспечить доступ граждан к книжной и печатной продукции. При этом в день в стране уничтожается по десять киосков. Сегодня в России осталось 29 тысяч киосков».

Поддерживают инициативу и в Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы. Об этом сказала представитель департамента Екатерина Капустина. Правда, по её мнению, есть опасения, что в случае принятия законопроекта в нынешнем виде могут возникнуть разногласия с ФАС.

А вот президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев считает, что в этом сегменте бизнеса отсутствуют внятные рыночные механизмы. «Должны быть субсидии, доплаты, льготы, нужно искать способы, которые сделают этот бизнес рентабельным», — убеждён он. Например, табачную продукцию в Белоруссии можно купить в газетных киосках.

— Не пойдут на этот шаг мои коллеги-депутаты, — сказал Андрей Туманов и согласился, что механизмы поддержки искать всё же нужно.

 

Что предлагают депутаты

Поправки в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:

  • вводят понятие «нестационарные торговые объекты по реализации газет и журналов» (при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 40 процентов);
  • устанавливают, что срок действия разрешения на размещение торгового киоска по продаже газет и журналов не может быть менее трёх лет;
  • закрепляют нормативы минимальной обеспеченности населения газетными киосками по продаже прессы для субъекта Российской Федерации.

 

ГусевМнение. 

Павел Гусев,
главный редактор газеты «Московский Комсомолец»,
председатель Союза журналистов Москвы:

– Газетный киоск – сверхважное звено в цепи распространения печатных периодических изданий. Чрезвычайно важно, что депутат Андрей Туманов выступает с инициативой, наделяющей их особым статусом. Я бы пошёл ещё дальше в этом вопросе: я бы внёс в оценку деятельности губернаторов пункт о том, сколько газетных киосков создано, скажем, на тысячу граждан, для того чтобы главы субъектов несли ответственность за их снос. В этом прослеживается коррупционная составляющая: ларьки, торгующие шаурмой, зарабатывают деньги и частью их, возможно, с кем-то делятся, а у газетных киосков такой возможности нет, они балансируют на грани рентабельности. Я полностью поддерживаю представленный законопроект и надеюсь, что он будет дополнен в ходе обсуждения с представителями медийного сообщества.

Дмитрий Олишевский,    http://www.pnp.ru/newspaper/detail/77169

 

 

QR Code Business Card