Минпромторг потребовал от торговых сетей обеспечить россиян широким выбором газет и журналов.
Министерство промышленности и торговли РФ направило торговым сетям официальное письмо с рекомендацией расширить доступность печатной продукции для покупателей, расширив её ассортимент, а там, где она была полностью изъята с полок магазинов, восстановить стеллажи и возможности её выбора (документ есть в распоряжении «МК»). Этот шаг властей стал ответом на исчезновение газет и журналов в торговых точках — тенденции, которую российские ритейлеры обозначили еще в 2021 году, ссылаясь на то, что граждане в период пандемии коронавируса стали реже ходить по магазинам и продажи якобы из-за этого пошли вниз.
Два председателя Союза журналистов — российского Владимир Соловьев и московского Павел Гусев — некоторое время назад направили обращение вице-премьеру Денису Мантурову в Минпромторг с призывом вернуть печатную продукцию на полки супермаркетов. И вот позитивная реакция ведомства последовала. Теперь ситуация на рынке периодической печати может изменится в лучшую сторону, что пойдет на пользу и россиянам, и супермаркетам, и средствам массовой информации, уверены специалисты. «С целью обеспечения стабильности системы распространения периодической печатной продукции целесообразно максимально сохранять работу с действующими дистрибьютерами», — отмечается в документе Минпромторга. Все решения, которые торговые сети принимают в отношении перессы, ведомство рекомендует тщательно прорабатывать с учетом интересов её дистрибьюторов.
Тем торговым сетям, которые уже сократили ассортимент представленный на полках их супермаркетов, Минпромторг настоятельно посоветовал восстановить его, а тем, кто только сократил, расширить количество наименований.
У россиян в магазинах будет большой выбор прессы, если торовые сети примут во внимание распоряжение властей. В Минпромторге предложили ориентироваться на ассортимент в 250 позиций для обычных стеллажей и 120 для цилиндрических «вертушек».
Рекомендательный характер распоряжений из министерства при плохом их выполнении может превратиться в требование закона. «В случае ненадлежащего реагирования со стороны торговых организаций-адресатов на настоящее письмо будут приняты меры, направленные на внесение необходимых изменений в законодательство Российской Федерации», — подчеркивается в документе. Торговые сети о принятых с их стороны мерах по обеспечению доступности печатных СМИ на полках в своих супермаркетах должны проинформировать Минпромторг до 25 января текущего года.
«Распространенное по торговым сетям официальное письмо определяет более четкие отношения между ними и дистрибьюторами печатной продукции, — подчеркивает генеральный директор «МК-АПП» Татьяна Паршкова. — К примеру, до рекомендаций ведомства в одной из крупных сетей у нас были сложности даже с обсуждением данной проблемы. Там поменялось руководство, которое и слушать не хотело о важности печати в России в данный момент. Несмотря на хорошие отношения конкретно с нашим изданием, там постоянно сокращали ассортимент печатной продукции. Однако после письма из Минпромторга уже начался совершенно другой, четкий и предметный разговор на паритетных условиях, который раньше и представить было сложно, так что инициатива ведомства для нас очень важна и мы уже ощущаем, как в лучшую сторону меняется отношение к прессе.
Кроме того, мы не просто хотим оказаться на стойках в магазинах, а хотели бы вернуть свое присутствие на стеллажах, с которых нас когда-то убрали. Продажи со стеллажей ранее добавляли до 50% к обороту, который нам также хотелось бы восстановить».
Наша собеседница обратила внимание торговых организаций на то, что данный документ — это не просто рекомендации от Минпромторга, а уведомление, что в будущем, если они не примут перечисленные меры, данное письмо может стать основной для создания федерального закона, к выполнению которого уже будут предъявляться гораздо более жесткие требования. «Распространенное письмо — важный и позитивный шаг властей в регулировании рынка печатной прессы и всего информационного поля России, – считает Паршкова, – Мы много раз объясняли, что в период СВО и президентской предвыборной кампании печатные средства массовой информации — ключевой и необходимый инструмент формирования общественного мнения, однако это не вызывало достаточного отклика со стороны наших партнеров. После письма Минпромторга ситуация сразу же начала меняться к лучшему и разговор с торговыми сетями стал намного более конструктивным».