В советское время это был самый массовый литературный журнал: в 1989 году его тираж доходил до четырех миллионов экземпляров.
Главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов рассказал,
как изданию без картинок, печатающему длинные тексты,
удается выживать сегодня, в эпоху гаджетов, глянца и клипового мышления.
— Юрий Вильямович, вы никогда не думали обновить оформление журнала?
— Мы решили не отступать от традиции. «Роман-газету» начали издавать в стране, где огромные массы населения приобщались к грамотности, надо было дать им как можно больше хорошей литературы по доступной цене. Потому журнал стали печатать на самой дешевой газетной бумаге. Но ценовая доступность важна и в наше время. Вот «Детская роман-газета», получающая небольшую дотацию от государства, печатается на хорошей бумаге, с иллюстрациями.
— А больше вы дотаций не получаете?
— Нет. Стараемся выживать сами, хотя это непросто. Несколько лет назад совместно с партией «Справедливая Россия» учредили премию для молодых авторов «В поисках правды и справедливости». Некоторые номера выходят повышенным тиражом и распространяются в регионе, откуда родом автор. Например, номер, который выйдет на этой неделе: в нем публикуется новая версия романа казахского прозаика Олжаса Сулейменова «Аз и Я» (первая вышла еще в 1975 году, тогда взгляд писателя на взаимоотношения тюрок и славян показался многим скандальным).
— Кто сегодня охотнее всего читает «Роман-газету»?
— Наши главные подписчики — кафедры русского языка и литературы в учебных заведениях и библиотеки. Поэтому у нас стремятся напечататься молодые авторы из провинции: они знают, что это шанс выхода к всероссийскому читателю. К сожалению, в розницу «Роман-газета», как и остальные «толстые» литературные журналы, не поступает, а традиция подписываться на бумажные издания постепенно уходит в прошлое. Тем не менее, случается встречать людей с «Роман-газетой» в руках в метро, в парикмахерских, даже в косметических салонах.
— Что будет в следующих номерах?
— В августе выйдет роман моего однофамильца, тюменского писателя Сергея Козлова «40 дней. Русская исповедь», повествующий о православном понимании «жизни после смерти».
— Каков ваш принцип при отборе текстов?
— Произведение должно талантливо и правдиво рассказывать о нашей жизни и не противоречить представлениям большинства людей о Добре и Зле. Там не должны воспеваться потусторонние силы или какие-нибудь патологии… Сегодня литературный процесс подменяется ажиотажем, искусственно создаваемым вокруг «коммерческих» писателей. А глубокая проза остается без внимания со стороны общества и критиков. Вот этот пробел мы стремимся заполнить.
СПРАВКА
Идею «Роман-газеты» подал еще Ленин в 1921 году: в статье «О работе Наркомпроса» он писал, что «…неплохо бы издавать романы для народа в виде пролетарской газеты». В создании журнала принял активное участие Максим Горький, живший в Италии, но следивший за молодой советской литературой. Дебютный номер был выпущен в июле 1927 года в формате обычной газеты, с иллюстрациями, он был отведен под роман немецкого писателя Иоганнеса Бехера«Грядущая война».