Вехи истории в объективе ТАССУникальная выставка “Главные кадры: ТАСС открывает фотоархивы” представлена во вторник 31 октября в московском Манеже.

Гостями специального смотра стали ветераны фотохроники ТАСС и ее действующие фотографы, политики, дипломаты и известные журналисты. Для широкой публики выставка открывается 1 ноября.

Генеральный директор ТАСС Сергей Михайлов, открывая выставку, заметил, что фотоархив агентства является достоянием России, а за три года была проведена масштабная работа по оцифровке его части. Выставка “Главные кадры”, подчеркнул он, позволит гостям увидеть редкие, никогда не публиковавшиеся фотоснимки, запечатлевшие историю СССР и современной России.

Глядя на эти фотографии, становятся понятны истоки наших удивительных побед, которые всегда так поражали и пугали врагов, истоки наших созиданий, истоки открытий, – сказал Сергей Михайлов. – Мы пытались показать то, что раньше никто никогда нигде не опубликовал. Смотрите, критикуйте, отзывайтесь. Мы три года честно делали нашу работу”.

Гендиректор ТАСС пригласил всех приходить на выставку семьями, а потом возвращаться, чтобы осмотреть ее вдумчиво. “Это, безусловно, летопись страны, – отметил он. – Мы сделали очень много голосовых “фонтанов”. Фотографы сами рассказывают о своих работах, которые там есть. Вы подойдите, послушайте”.

Официальный представитель МИД РФМария Захарова назвала экспозицию грандиозной. По ее словам, первые впечатления она получила уже на входе в Манеж.

“Первая фотография – это еще даже не экспозиция была, а название выставки – с огромного плаката на меня смотрел Эдуард Иосифович Песов- тот самый легендарный фотограф Министерства иностранных дел, как мы его называем, “личник” министра, который многие годы работал в жанре политической репортажной фотографии, чьи фотографии находятся в большом количестве в агентстве ТАСС, – рассказала Захарова. – Они были не просто украшениями, а настоящими информационными поводами как в новостных агентствах, так и газетах, а многие из них даже составляли основу телевизионных репортажей”.

“Я очень рада, что ТАСС наконец-то открылся – он всегда открыт как новостной ресурс, как площадка для общения, как коллектив людей – но теперь он открыл свои архивы – то, что часто для обывателей, непрофессионалов остается недоступно”, – добавила она.

Вехи истории в объективе ТАСС
Актриса Тамара Макарова. Фото: Сергей Иванов-Аллилуев. 1945 г.

Дыхание памяти

Десятки стендов поделены на тематические разделы, сотни фотографий окутывают посетителей пеленой времени. Спортсмены, артисты, ученые, врачи, политики – все соединяются в калейдоскоп лиц и событий. На снимках фотокорреспондентов ТАСС время остановилось: на гостей смотрят обаятельный Алексей Баталов, прекрасная Вера Глаголева, неподражаемый Аркадий Райкин. Снимки заставляют остановиться, почувствовать дыхание памяти, вспомнить свои впечатления от первого знакомства с фильмами, где играли любимые актеры.

В лабиринтах стендов будто притаилась сцена спектакля “Гамлет”, поставленного Театром на Таганке. Благодаря кадру, сделанному в 1971 году, гости выставки могут видеть Александра Пороховщикова в роли Клавдия, Владимира Высоцкого, играющего Гамлета, и Аллу Демидову в роли Гертруды.

Фотограф Вячеслав Ун Да-Син поймал в объектив камеры клоуна Олега Попова во время выступления в Московском цирке. Весельчак идет по натянутому канату с тазиком на голове, раскручивая кольцо на ладони, а в другой руке держит зонтик.

Здесь можно увидеть исторический снимок Владимира Мусаэльяна и Эдуарда Песова, сделанный в 1985 году на траурной церемонии в Кремле. На нем запечатлены премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, выражающая соболезнования Михаилу Горбачеву на церемонии прощания с Константином Черненко. Еще один снимок Мусаэльяна и Валентина Соболева сделан в 1973 году. На фотографии генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и американский президент Ричард Никсон отвечают на приветствия с балкона Белого дома в ходе визита Брежнева в США.

Вехи истории в объективе ТАСС
Член экипажа космического корабля “Союз-26” Юрий Романенко. Фото: Алберт Пушкарев. 1978 г.

Бесценный экспонат на выставке – шкаф с альбомами, который доставили в Манеж из здания фотоархива ТАСС. Все папки на его полках подписаны в соответствии с тематикой снимков. По задумке куратора выставки Нины Гомиашвили, этими артефактами можно не только любоваться, но и листать их.

Посетивший выставку журналист Владимир Познер отметил, что экспозиция позволит сохранить память и об авторах фотографий.

“Самые сильные впечатления заключаются в осознании того, что здесь представлены фотографии из оцифрованного архива. Это колоссальная работа, – сказал Познер. – Это очень меня трогает, потому что за каждой фотографией – живой человек. Таким образом, сохраняется память о фотографе. Это важно для меня. Я журналист и много работал с фотокорреспондентами, это люди совершенно самоотверженные, к сожалению, их мало знают”.

“Это великое наследие, его важно сохранить. Посмотрел старые папки, это важно цифровать, оставлять в пленке, хранить, потому что это и есть настоящая история”, – сказал ТАСС главный редактор радиостанции “Эхо Москвы” Алексей Венедиктов.

“То, что ТАСС поднял свои архивы – огромное дело, – отметила директор Московского дома фотографииОльга Свиблова. – У нас никто, а в особенности молодежь, сегодня историю не знают, мы сегодня забыли, как читать книги. Словами, как известно, можно манипулировать, а фотографии говорят сами за себя. Они выражают настроение, атмосферу и ауру времени. Нужно, чтобы все сюда пришли”.

Голоса эпохи

Неповторимую атмосферу выставке придают современные мультимедийные технологии. С помощью технологии “звуковой душ” посетители слышат истории создания снимков от самих авторов.

Так, например, при помощи оборудования, предоставленного Политехническим музеем, из динамиков звучит голос Валерия Христофорова, который рассказывает о сделанном им снимке, вышедшем в финал конкурса World Press Photoв 1983 году. На нем – девочка Раса и ее спаситель – выдающийся хирург Рамаз Датиашвили, вернувший ей возможность ходить.

“Я всегда любил снимать медицину. Считаю медиков выдающимися людьми. Они возвращают надежду и здоровье”, – так начинается рассказ Валерия Христофорова, который можно послушать, подойдя к стенду.

Классик фотографии Николай Рахманов, посетивший выставку, рассказал, что нашел несколько своих работ. “Я прекрасно понимаю, что такая выставка не могла бы включить все любимые мои вещи, которые я снимал в фотохронике ТАСС. Я нашел всего две фотографии: портрет ученого и оперного певца. Я восхищен всем тем, что я увидел. Великолепные художники, великолепные дизайнеры, которые все это создали”, – сказал Рахманов.

Гости “Главных кадров” также смогут рассмотреть фотографию артиста Михаила Румянцева- клоуна Карандаша, который ведет двух такс на поводках. Ее автор Юрий Белинский с удовольствием рассказал историю создания снимка в 1976 году.

“Я узнал, что в Ленинград приезжает клоун Карандаш. Быстро отправился в справочную редакцию, узнаю, что через месяц Карандашу исполняется 75 лет, обрадовался – информационный повод все-таки! Познакомился с артистом и договорился о встрече”, – поделился он.

Зайдя к клоуну за кулисы, Белинский увидел артиста в непривычной атмосфере. “Огромная комната, заваленная реквизитом, четырехметровые потолки. И где-то в углу сидел маленький человечек, накладывал грим и ел из железной тарелки капусту с сосисками”, – поделился он. Белинский достал камеру и хотел снимать, но Румянцев остановил его, напомнив, что однажды уже спустил одного московского фотографа с лестницы за такие проделки.

Позднее фотограф позвонил артисту и пригласил на прогулку с собаками в Летний сад. “Когда мы пришли, я вспомнил, что вход на территорию сада вместе с собаками запрещен. Но нам повезло. Румянцев расслабился на прогулке. Съемка удалась”, – вспомнил Белинский.

Фотографии были отправлены в Москву, а через месяц снимок получил вторую премию на конкурсе “Золотой глаз” в Голландии.

Фотограф Владимир Веленгурин, начавший снимать в 20 лет, также рассказал о своих работах, представленных в Манеже. “Я стараюсь работать с точки зрения историка. Снимаю фотографии, которые могли бы пополнить учебник истории. Парочка таких, наверное, уже есть. Одна из них – первый выстрел из танка по Белому дому”, – рассказал Веленгурин.

На выставке представлено несколько его снимков. Историю одного из них, где изображен старообрядец Филимон Ермолаевич Вершинин во время молитвы, фотограф хорошо помнит. В 1991 году он отправился в Красноярский край к староверам.

“Попасть к ним можно было только летом на лодке или зимой, когда замерзает река, и на ее поверхность может сесть вертолет санитарной авиации. Мне повезло. Я пробыл там несколько дней”, – вспомнил Велингурин.

По его словам, тогда он будто вернулся в далекое прошлое. “Все они были обросшими, бородатыми, читали древнерусские толстенные книги, пользовались старой утварью. И я смог подготовить историю, которая показала их быт”, – сказал фотокорреспондент ТАСС.

Вехи истории в объективе ТАСС
Виртуальную выставку “Главные кадры. ТАСС открывает фотоархивы” – смотрите здесь

О выставке

С 1 по 24 ноября гости экспозиции смогут увидеть часть архива агентства с начала XX века и до наших дней. Они запечатлели историю становления промышленности, события Великой Отечественной войны, покорение Арктики и космоса, моду и стиль, искусство и культуру, спортивные победы. Для выставки отобрали около 1 тыс. фотографий из более 850 тыс. оцифрованных изображений.

В экспозиции посетители Манежа увидят знакомые лица известных деятелей искусства и кино, ученых, космонавтов, спортсменов, политиков, глав государств. Здесь – совсем молодые Валентина Терешкова, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Вячеслав Зайцев. Некоторые фотографии покажут звезд эстрады с совершенно “неудобной” и в то же время удивительно очаровательной стороны.

Посетителям выставки также рекомендуется скачать бесплатное мобильное приложение с технологией дополненной реальности “ТАССнимки” для iOSи Android. Приложение распознает определенные фотографии и покажет информацию о них на экране смартфона. Все посетители смогут посмотреть выставку абсолютно бесплатно.

QR Code Business Card