а студент должен стать центральной фигурой во всех вузах.
Об этом рассказал в среду на встрече с журналистами студенческих СМИ
глава ведомства Валерий Фальков.
__
В зале коллегий Минобрнауки собралось два десятка молодых журналистов, еще примерно столько же – из региональных вузов всех федеральных округов – были онлайн. Что сейчас с работой у студентов? Появятся ли в вузах курсы по выбору? Почему молодежь выходит на митинги? Вопросы были более чем актуальными.
– В 2020 году, принимая во внимание пандемию и то, что многие студенты остались без заработка, мы запустили программу поддержки для студентов и выпускников. Результат – сейчас из 520 тысяч выпускников вузов прошлого года на учете в службе занятости стоит лишь полтора процента, остальные нашли работу, – отметил министр. – Кроме того, на работу в вузах устроились 15 тысяч студентов. Хотя это и временная мера, она помогает сейчас тем, кто остался без работы. И у студентов появилась запись в трудовой книжке. А это сегодня для многих работодателей – определяющий факт.
– Вузам нужно перестроиться, в центре всего образовательного процесса должна быть фигура студента, – подчеркнул Фальков. – Высшее образование становится все динамичнее. И у студента должно быть разумное право выбора своей учебной траектории, в зависимости от профессии. Конечно, должны быть обязательные дисциплины, но от 10 до 40 процентов курсов, думаю, могут быть по выбору. Причем должна быть возможность взять курсы других вузов. А после 2 или 3 года учебы – получить подтверждение каких-то промежуточных квалификаций, чтобы можно было найти работу и потихоньку начинать карьеру.
Вообще, много говорили о выборе, причем не только образовательном. “Чего не хватает молодежи, почему мы видим молодых людей на митингах?” – такой вопрос прислали министру во время видеотрансляции в YouTube.
– Желание донести свою точку зрения существуют независимо от той эпохи, где мы живем, – отреагировал Валерий Фальков. – Что надо молодежи? Постоянный, откровенный и честный диалог. Если вы чувствуете, что вас слышат, вы можете обсуждать повестку. Ведь в государстве всегда есть проблемные вопросы. Кроме того, надо поддерживать, в частности, студенческое самоуправление. Отдельно отмечу: оно станет приоритетом. Это возможность реализовать себя и получить навыки управления коллективом. Учиться не только определять траекторию развития, влиять на университет, высказывать свою точку зрения, но и слушать точку зрения коллег – надо именно в университете. То, что молодежь должна быть услышана, вне всякого сомнения.
А еще министр считает, что в вузе должна быть возможность попробовать себя в предпринимательской деятельности.
Но учат ли этому сегодня? Предприниматели – особого типа люди, очень у немногих сразу есть нужные “жилки”.
Поэтому в Минобрнауки запускают проект “Стартап как диплом”, а во многих вузах появятся стартап-студии: пространства, где можно создавать свои проекты.
Мария Агранович