А вот в Новокузнецке действует иная схема, в которой печатной специализации не было. Эта схема не изменилась и после недавнего официального обращения к мэру уполномоченного по защите прав предпринимателей Кемеровской области Елены Латышенко. Она напомнила, что согласно федеральному и областному законодательству (N 381-ФЗ от 2009 года и N 105-ОЗ от 2016 года) при утверждении схем НТО должна учитываться специализация торговли и норматив минимальной обеспеченности жителей площадью НТО.
Кузбасс норматив не выполняет. В рейтинге субъектов РФ по обеспеченности киосками прессы, обнародованному минкомсвязи в конце прошлого года, регион занимает 36-е место из 85. На каждые 8413 жителей здесь приходится один киоск. Город игнорирует и приказ минкомсвязи, который рекомендует проводить аукционы “по выделенным местам для киосков прессы только под специализацию “печать”. Обращение бизнес-омбудсмена с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в городскую схему размещения НТО датировано 8 августа. А распоряжение мэра о сносе киосков – 2 сентября. Как это согласуется с его утверждениями, что Новокузнецку необходима и пресса, и обеспечение занятости предпенсионеров (подавляющее большинство киоскеров – женщины пожилого возраста)?
Уже фактически прекратила деятельность владелица второй новокузнецкой сети печатных киосков Наталья Чурсина.
– Мне говорят: “Все новости теперь в телефоне, газета твоя никому не нужна”, а я убеждена: даже если один человек читает бумажные издания, они имеют право на жизнь, ведь никто не отменял конституционное право на доступ к информации, – говорит Наталья. – Потому я приняла решение брать в каждый киоск областную газету и “Российскую газету-Неделя”, еще подписку на городскую газету “Кузнецкий рабочий” для пенсионеров веду. Себе в убыток. В этом году ушла в минус, потеряв ряд киосков. И чтобы не увеличивать долги, стала закрывать остальные (всего – больше сорока).
В соседнем Омске, где принято решение убрать киоски с прессой с центральных улиц (там установят теплые остановочные павильоны, и уже известно, что аренда торговых мест в них будет дороже в шесть раз), издатели обратились к губернатору и мэру. С 2018 года количество киосков, торгующих прессой, в городе уже сократилось почти вдвое, а окончательное вытеснение на окраины эту деятельность просто убьет. Между тем в других регионах распространители уже прошли стадию обращений к властям и борются за свой бизнес в судах – увы, пока безуспешно. Так, в декабре прошлого года администрация Иркутска объявила аукцион на 40 мест, занятых ларьками с прессой. Компании по распространению периодики обратились в региональный УФАС. Антимонопольная служба поддержала предпринимателей и результаты аукциона аннулировала. Тем не менее в марте 2019-го четыре предприятия по продаже прессы получили уведомления о сносе почти 40 газетных киосков.
Приходится констатировать, что во многих крупных городах ликвидация розничной сети периодики уже завершена. Например, в Пензе газетные киоски убрали лет 15 назад, практически перестала существовать сеть в Саратове. Не в последнюю очередь это произошло стараниями чиновников. Никаких мер поддержки для распространителей газет и журналов в регионе не существовало, напротив, местные власти препятствовали предпринимателям. Методы все те же: администрация Саратова отказывалась продлять срок аренды для павильонов, торгующих прессой, исключала их из схемы размещения временных объектов. “Теперь на месте газетных киосков установлены ларьки, которые торгуют фруктами и овощами или молоком”, – рассказывает председатель саратовского отделения Союза журналистов России Лидия Златогорская.
Значительно сократилось количество киосков, торгующих периодикой, за последние годы и в Нижегородской области. У главного оператора рынка – АО “Печать” – ровно наполовину: из 280 сейчас действуют 140. По словам директора по развитию “Печати” Владимира Семенова, четко разделить объективное падение спроса на периодику и административные барьеры не всегда получается. Например, места, где киоски стоят с 70-х годов XX века, стали невыгодными, так как пешеходы за эти годы изменили маршруты. А перенести киоски не удается: по новым регламентам он должен быть не ближе 20 метров от остановки транспорта. На газонах и голой земле киоски ставить запрещено. Поэтому поиск новых мест размещения затруднен. Кстати, таких проблем нет у продавцов мороженого или кваса – для них условия менее жесткие в связи с “социальной значимостью” товара.