…Под стеклом нож с коротким лезвием и замотанной изолентой рукояткой. И рядом его работа, лист картона с прорезанными в нем словами “…теперь, когда республика обескровлена, изранена…”. Это трафареты для “Окон РОСТа” 21 года. Такие же, вырезанные руками мастеров со строками, сочиненными Маяковским и другими поэтами по последним сводкам новостей, рассылались по всей России, а в Москве отрисованные, оформленные строки висели уже через час. Почти как в нынешних новостных лентах – только от руки.
– Выразительность – это когда в рисунке нет никаких второстепенных деталей, а есть максимально концентрированное выражение мысли, – говорит Владимир Мочалов, знаменитый художник-карикатурист, член РАХ, в свое время – заместитель главного редактора “Крокодила”.
Мы стоим с ним перед его любимой работой на выставке – карикатурой Кукрыниксов “Превращение фрицев”: фюрер указывает вперед, продрогшие солдаты вермахта двигаются по снегу стройными рядами, постепенно превращаясь в ряды крестов. – Согласитесь, сразу доходит, что художники хотели сказать. Доходило и до немцев.
Крестьянин, днем покоряющийся немцу, а ночью срубающий ему голову. Юный Фриц с каской вместо головы, Гитлер с такой же пустой головой, куда сыпятся бессмысленные приказы (“Гитлер предполагает – Красная армия располагает”). Страшная обезьяна в немецкой каске – внизу призыв и стихотворение Симонова “Убей его!”. Серия “Летопись вражьих нашествий в Россию” – всегда заканчивавшихся разгромом врага. На выставке есть работы, от которых стынет кровь, у которых до сих пор хочется улыбнуться, над которыми задумаешься (взять хотя бы плакат Николая Денисовского “Декларация о поражении Германии”, украшенный портретами военачальников СССР, Франции, США и Великобритании, вместе добывшими общую победу)…
“Я не согласен с вашей идеологией, но “Окна…” настолько хороши, что, когда я вывешиваю их у себя в цехах, производительность труда повышается”, – писал в 1944-м в Москву американский предприниматель, просивший подписать его на “Окна ТАСС”.
Изготавливавшихся в 3 смены до 1000 экземпляров по строжайшему техническому регламенту круглосуточно с июня 1941-го по 29 декабря 1946-го коллективом художников и мастеров, в который входило более 500 человек. Выставка в Музее Победы – памятник их труду.