БакстТщательно собранная из 30 музейных и частных коллекций выставка к 150-летию Льва Бакста в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке посвящена прежде всего театральному художнику и мастеру костюма. Соответственно этому утверждению и построена экспозиция – вокруг костюмов.

На подиуме в центре Белого зала стоят манекены в театральных одеждах, сделанных по эскизам Бакста уже после его смерти, например в 30-е гг., они из частных собраний, прежде всего Александра Васильева. Еще восемь роскошных платьев из его же коллекции демонстрируют, уже в конце колоннады, как балеты «Дягилевских сезонов» повлияли на продукцию модных домов, которые в начале 1910-х гг. покупали у художника эскизы и подписывали с ним контракты.

Главное на выставке – эскизы театральных костюмов, сделанные им к балетам петербургских театров и постановкам Сергея Дягилева. Блистательные рисунки к «Шехеразаде», «Орфею», «Пери», «Нарциссу», «Ипполиту» и «Жар-птице» не прекращают восхищать, хотя большинство из них хорошо известны по выставкам и публикациям. Яркие и гармоничные, роскошные, но без лишних деталей, вызывающе эротичные и виртуозно артистичные – в большинстве своем это законченные произведения, где человеческое тело образует с одеждами сложный узор.

Самые ценные экспонаты выставки – музейные. Прежде всего из Третьяковской галереи и Русского музея, театральных музеев Москвы и Санкт-Петербурга, а также из Центра Помпиду и Музея Виктории и Альберта. Но впечатляет и список коллекционеров – среди них Петр Авен, Михаил Сеславинский, Владимир Царенков и Константин Эрнст.

Станковые работы Бакста, хрестоматийные портреты Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус, Дягилева с няней, одна из самых известных его картин «Ужин» собраны вместе в зале, замыкающем колоннаду. Ранняя живопись, в том числе портрет Любови Гриценко, когда она была еще невестой, а не женой Бакста, и документальные материалы (письма, фотографии, договоры с журналами и счета) вынесены в два зала другого здания – отдела личных коллекций. Художник, еще не ставший Leon Bakst и не известный Парижу, также оказался маргинальным сюжетом.

Пушкинский музейТщательно собранная из 30 музейных и частных коллекций выставка к 150-летию Льва Бакста в Пушкинском музее посвящена прежде всего театральному художнику и мастеру костюма. Директор музея Марина Лошак сожалеет, что не удалось – не хватило места – показать интерьерные работы Бакста. Не менее печально, что нет на выставке и блестящих рисунков, сделанных для журнала «Золотое руно», хотя без них представление о художнике неполное. Впрочем, они хорошо известны и не раз показывались.

Инициатор и куратор выставки – известный историк русского искусства Джон Боулт.
Выставка открыта до 4 сентября.

Подробнее:
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/06/08/644430-pushkinskii-muzei-otkril-vistavku-lev-bakst-leon-bakst

8 июня 2016 г.

QR Code Business Card