Саенко ГВ 1Геннадий Васильевич Саенко,
доктор исторических наук, профессор, академик Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, лауреат премии Правительства РФ в области образования                                                                                             

 

Уважаемые коллеги, любые системы, в том числе и социальные, могут, при  определенных условиях,  разрушиться (саморазрушиться). (Вспомним, например: пришла в упадок и была разрушена некогда могущественная Римская империя, саморазрушилась  Российская империя, был разрушен СССР). В социальных системах под воздействием  внешних факторов возбуждается  напряжение сопротивления и системы могут приобретать повышенную устойчивость (СССР под санкциями западных держав существовал и развивался более 50 лет!).

Наиболее опасными для систем являются те факторы, которые зарождаются и действуют изнутри. Они вызывает в системе разрушительное напряжение,  «разрыхляют» ее структуру  и связи.  В результате система  деградирует, и неминуемо разрушится (ХХ век  на примере Российской империи  и СССР продемонстрировал действие именно таких сил).

Отсюда вытекает положение о необходимости  укрепления социальной системы, в первую очередь,  за счет совершенствования  ее структуры и укрепления  внутренних связей  всех ее элементов.

Эту преамбулу я предпосылаю к содержанию своего выступления.        

В связи с тем, что лимит времени для выступлений ограничен,  начну с предложений о том, что  в современной России  сегодня  необходимо предпринять, чтобы она не повторила печальный опыт СССР. Предпринимаемые  меры  со стороны государства и общества, полагаю,  должна быть  направлены только   для того, чтобы исключить или существенно минимизировать саму возможность для возникновения тех самых сил изнутри и беспрепятственных   действий, нацеленных на разрушение единства наций и народностей, веками проживающих  в  Семье народов нашей страны.

Дело в том, что российская государственность, как социальная система, имеет коренное отличие от такого же типа систем в мире. Наша государственная  возникла как следствие деятельности другого уникального феномена – многонационального народа Киевской Руси – Московии – Российской империи – СССР – Российской Федерации. Нашими предками на практике была блестяще  реализована формула социального прогресса человеческой цивилизации  – «сила в единстве: единство – во множестве». История Руси – России – СССР убедительно продемонстрировала всему миру и не раз,  крепость созданной системы – нашего государства против  попыток  его разрушить извне.

Таким образом, уникальность России как системы,  ее сила и крепость  определяется  многонародностью государства и социально-национально-территориальных общин. Одновременно   многонародность  России является ее уязвимым (ранимым) местом, и потому  притягивающее  к себе  загребущие взгляды  наших  врагов.

И еще. Последствия разрушения   СССР  продемонстрировали, что материальное бытие в полной мере не  определяет содержание сознания человека, масс. Ибо на излете 80-х  и в начале 90-х годов минувшего века стала выявляться  податливость советских людей, особенно молодого поколения,  к восприятию  ценностей чуждого образа жизни и морально – нравственных ориентиров общественной идеологии Западной цивилизации, легко утратив созидательный потенциал своих национальных чувств и духовно-нравственные ценности, завещанные предшествующими поколениями советского народа. На монолите сплоченности народов России стали появляться и разрастаться многочисленные трещины.

Таким образом,  усилия  профессиональных сообществ (в науке, образовании, педагогики, искусстве, культуре и пр.) нашего огромного цеха по духовному производству  должно быть сосредоточено на воспитании коренных национальных чувств наших людей  на высокой духовно-нравственной основе и формировании внутринациональных и межнациональных отношений в нашем обществе,  соответствующих  требованиям дня.

Мы с озабоченностью говорим об этом еще и потому, что  в настоящее время в условиях развернутой  информационной войны Запада против России, когда в стране изнутри уже самим государством проводится политика по деидеологизации общественной жизни,  на первый план   выступают вопросы активизации национального фактора во всех отраслях общественно-государственной жизни и постановка национального воспитания населения в новой парадигме и сложившихся условиях, в парадигме  состоявшегося многонационального русского народа России (недавно состоявшийся митинг в Грозном под лозунгом «В единстве наша сила!» – прекрасный пример начала наших действий для всей страны).

Многонациональный  русский  народ это такая же реальность нашего времени,  как и многонародное Российское государство. Государственная и общественная практика не в полной мере учитывает эту реальность, а ее участники по-прежнему  настороженно к ней относятся. Идея многонационального русского народа не противоречит формуле Русской Идеи, горячо отстаиваемой академиком МСА, профессором Е.С.Троицким, которая формулировалась следующим образом: «Без торжества, возрастания  роли общенациональной идеи, исходящей из принципа социальной справедливости, национального равенства, укрепления государствообразующей  роли русского народа, не будет успешного преодоления кризиса, не будет энтузиазма граждан, столь необходимого для возрождения Отечества».  Национальная идея России всегда оппонировала Западу, выдвигала  альтернативную модель бытия и развития: коллективизм – индивидуализм,  общинность – глобальная рыночная конкуренция, интеграционное имперостроительство – колониальное имперостроительство, братство–подчинение.

И наконец. Многонациональный русский народ – это не искусственно  «рожденная» новая нация или этногеографический феномен. Это  исторический факт, закрепленный в национальном сознании людей  всех наций и народностей, живущих в  нашей России,  что мы едины по духу:  МЫ –  ЕДИНАЯ   СЕМЬЯ,   имя которой дала наша   великая страна – Русская земля.

Такую огромную страну как наша Россия, которая  расположена, в том числе, в суровых природно-климатических условиях не только для производительной деятельности, но и для выживания, мог создать только выдающийся народ.  Исследователи русской истории недаром отмечали в развитии нашей  цивилизации две  основные деятельные  силы – человека и природу. В их взаимодействии выковался характер, темперамент, менталитет, особенности и душа нашего народа. В одну Семью народов огромной страны способен был соединить народ с особыми свойствами, которые  присущи были нашему – русскому народу. Сегодня вместе с русскими людьми сохранились и развиваются около 200 наций и народностей, не утратившие своего родного языка, культуры, народных традиций и нравственно-духовных ценностей, завещанных их предками.                  

Следовательно, гражданским долгом российской интеллигенции должно стать дело национального воспитания российской молодежи. Реализация концепции развития  исторической общности многонационального  русского народа  будет способствовать  формированию созидательного потенциала нашего народа,  обновлению межнациональных отношений в  стране, дальнейшему укреплению духовно-нравственных основ человеческих и  межсубъектных отношений в Российской Федерации, в конечном счете, обеспечению безопасности национального суверенитета и  независимости нашего государства.

Нельзя дать ни единого шанса врагам единства и братства  народов России,  продолжающими вынашивать идеи о разделе нашей страны на части  с тем, чтобы  лишить ее суверенитета и независимости. Нельзя допустить повторения 1991 года в нашей истории, когда  был разрушен на большой дом – СССР.

Основными факторами, предопределившими данную социальную катастрофу, по нашему мнению,   явились следующие две:

1) политические амбиции  и действия российского руководства (Ельцина и К*), изначально запрограммированные  на разрушение СССР, которые были совершены им от имени многонационального русского народа. Ельцин и Горбачев буквально локтями расталкивали друг друга локтями, обозначая собой центр сил занятых развалом Союза, заискивая  перед своими заокеанскими покровителями. Надо отметить, что Кравчук (Украина) и Шушкевич (Белоруссия), как и Ельцин,   организовали Беловежский «сговор» за спиной своих  народов, проигнорировав их волю,  в тайне от руководителей советских республик Средней Азии, Армении и др. Кстати, последние, к сожалению, также  не заняли должной позиции в расследовании преступления века – развале СССР и  также не понесли никакой ответственности у себя в республиках за свое бездействие.
Чем не доказательство демонстрации возможностей, созданных нами – народами большой страны, для безнаказанности лже-руководителей  творить произвол и  разного рода президентские «загогулины», за которые не они, а мы же и  расплачиваемся?;

2) следующий фактор – деградация и поражение в национальном самосознании   у советских людей чувств  здорового  национализма (по определению кн., профессора Н.С.Трубецкого – евразийского национализма), сущность которого состояла бы в примирении возникающих естественным образом централистских и сепаратистских настроений в  республиках СССР. Теперь то стало очевидно, что большинство населения   советских республик, включая Россию, остались безучастными к произошедшей общей трагедии. Ведь течение народной жизни априорно определяет будущее государства и целостность своей страны. А у многих из нас обязанность за сохранность своей страны, ответственность и совесть за свои действия по ее спасению, оказались спящими и позорными. На мой взгляд, это есть самая основная причина, позволившая группе людей – политических авантюристов  просто и без всяких последствий для самих «сговорщиков» разваливать наш дом – СССР.

В 90-годах народы СССР, как части здорового тела национальных государств, оказались нездоровыми  и народный дух оказался сломленным  опасными соблазнами его разного рода «иноврачевателей». В результате,  национальное самосознание советских людей не устояло под воздействием   политической прихоти  их горе – руководителей и давления  манипуляторщиков   общественным сознанием со стороны апологетов капитализма. Если бы наши предки в Смутные времена проявили подобное  преступное безразличие к судьбе страны и государства,  история Руси-России окончилась еще многие сотни  лет назад?! Разрушение СССР, как и развал Российской империи не явили пример «доблести и чести» современников указанных эпох.

Наше поколение также будет еще долго испытывать чувство вины и нравственного стыда за допущенную  катастрофу  нашей большой Родины, особенно перед ветеранами и священной памятью павших соотечественников, отстоявших целостность и независимость Союза ценой огромных жертв   в годы войны  против германских фашистов. Герой Советского Союза, коммунист, генерал  Варенников Валентин Иванович показал пример нам всем  в разоблачении сговора, инициированного Горбачевым и Ельциным в 1991 году.

После распада СССР радикальным образом изменились  условия  существования   более чем 250 млн. чел.,  до этого проживавших в  общности – советский народ.    По нашему мнению особый трагизм этой глобальной катастрофы, захватившей  одну шестую часть  нашей планеты, придает тот факт, что  многонациональный русский народ, некогда собравший народы  разных национальностей, в результате  уже указанных нами причин   сам превратился в  разделенный  народ.

К сожалению, на этом для современной России  беды не завершились. Теперь пришла очередь нашей стране. Современная Россия поставлена перед реальной  угрозой распада. Именно в этом направлении предпринимают усилия всех мастей русологи и русофобы.

Нами проведен критический анализ соотношения степени разрешения национального вопроса в СССР и современной России по ряду основных критериев и оценкам – «полного и окончательного» решения проблем, что позволяет  сделать следующие выводы:

1) степень разрешения национального вопроса в современной России значительно снизилась от достигнутого уровня в 70-80-е годы. Общее состояние национального вопроса следует оценить как кризисное;

2) национальный фактор   практически не играет позитивной созидательной роли в развитии  потенциала страны  в  сложившихся непростых условиях, вызванных глубокими  радикальными преобразованиями в ходе  формирования в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики;

3)    русский язык и русская нация заметно  утратили интегрирующую роль в объединении созидательного потенциала народов современной России, их национальных культур и традиций.

На этом фоне  декларируемые в федеральной  государственной Стратегии национальной безопасности  меры, подлежащие  реализации в сфере  российской культуры  и духовности,  являются не более чем  заботой государственных органов о своем международном имидже, а не озабочены настоящей  работой по разрешению находящегося в кризисе  национального вопроса в современной России.

В заключение, позвольте высказать несколько положений о том, что породило в массах безучастность к происходящему и произволу властей в 1991 году, и не возбудило в них священные чувства  протеста и сопротивления, которые нам сегодня необходимо учесть как уроки прошлого:
в постсоветской России на общее состояние национального самочувствия русского народа негативно сказывается депопуляция  русского населения.  В  результате непродуманных аграрных реформ, проведенных в стране в 90-е годы, разрушения производственной и социальной сферы русская охвачена губительным «обезлюживанием»-стремительным сокращением  численности  сельского  населения, испокон веку выполняющего функцию охранителя  языка, народных традиций и культуры нашего народа. Общая потеря русского населения за восемь лет «ельцинщины»  составила более 18 миллионов человек (4,2% от всего русского населения страны). Неудовлетворительно выполняются  программы по переселению русских  на историческую родину.

 1) Русский народ как часть русско-славянской цивилизации стал утрачивать объединительный потенциал и может оказаться под  угрозой полного исчезновения, если в государственную  национальную политику не будут внесены существенные коррективы.

Отсюда же берут начало источники многочисленных околонаучных идей русофобской направленности, провоцирующих возбуждение шовинистических  настроений   у немалой  части  «большой нации»  по отношению к представителям населения стран «ближнего Зарубежья, лишь с одной целью – столкнуть в кровавых конфликтах братские народы (что уже произошло в Украине, Грузии,  Молдавии, Таджикистане,  Азербайджане).

2) В современной России на смену политики СССР, нацеленной на «развитие интеграционных процессов, укрепление дружбы и братских связей народов союзного государства», пришла политика «ограниченного  федерального суверенитета, самоопределения наций в пределах Федерации и обеспечения бесконфликтности проживающих    здесь национальностей и народностей.

В указанный период национальная политика Федерального центра подменялась принятием  решений, связанных с образованием  разного рода государственных структур, якобы, ответственных за неё.  В это же время власти всех уровней  не реагировали  на  возбуждаемые в постсоветском обществе  узконациональных ведомственных  настроений – таких, например, как «искусственная коренизация управленческих кадров за счет выдавливания специалистов иных национальностей за пределы региона», ими также не замечались действия  сепаратистского характера  со стороны региональных национальных элит.

Власть  предержащие вместо проведения активной и гармоничной политики по укреплению  федеративных связей по всем направлениям, афишировали связь  с религиозной идеологией, преувеличивая ее значение  в вопросах самоопределения автономий в рамках  Федерации  (Башкирия, Татарстан, Якутия и др.),  еще более усиливая  напряженность  в отношениях людей разных национальностей в местах их совместного  проживания уже на межрелигиозной основе.

3) Руководство России долгое время  поддерживало  действия правящих элит бывших союзных республик, которые  в ответ «глушили» зарождающиеся в массах протестные настроения за игнорирование их  воли, выраженную ими  в итогах всесоюзного референдума по сохранению Советского Союза. С этой целью, например, народное хозяйство России, сначала  по воле ельцинского руководства, а затем и др.,   длительный период продолжала обеспечивать бывшие союзные республики энергоресурсами по «льготным  ценам», обогащая местных олигархов и чиновников,  им оказывались и  другие услуги (включая продажу оружия из российских арсеналов) и все это предоставлялось в ущерб   социальному уровню жизни соотечественников. Б.Ельцин  лично и его окружение  поощряли  проникновение  в  Россию и бывшие республики СССР американских интересов, идеологии  космополитизма  и европейского этноцентризма (евроцентризма)  в обмен на  поддержку  антинародной политики его  правительства.
Апогеем  такого «политического безумства»  правящей российской элиты  стали две Кавказские (чеченские) войны, инициированные  государственными структурами РФ на территории Чечено-Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии.  Последовавшая за этим и   непрекращающаяся до сих пор террористическая война, охватившая  ныне регионы России,   создала  реальную угрозу национальной безопасности постсоветской России.

4)  В нулевые – 2000 – е гг. практически  на всей  территории страны,  включая  столицу –  Москву, стал  наблюдаться  всплеск этнического экстремизма и преступности.  В том числе как реакция на игнорирование властями    ненасильственных (невоенных) способов разрешения споров и разногласий самого острого характера, накопленными   народами России за всю историю их   совместного жительства.

Интернет-пространство, выступления печатных  и электронных СМИ  заполнены  фактами неуважения  к людям, культуре и духовно-нравственным  традициям народов другой  национальности, в том числе в форме  «унижения» их человеческого достоинства.   Широко  и повсеместно распространилось «бытовое этно – хулиганство» в виде настенных (на «заборных» и фасадных плоскостях)   надписей на тему отношения к людям иной нации;  выходят в свет   такого же содержания  литературные, художественные и  дизайнерские   «творческие труды».

Этнический экстремизм стремится к достижению сомнительной цели – предать анахронизму  такие  понятия в сфере межнациональных отношений как: «национальность», «нация», «национальный признак», «национальный фактор», «искренний русский национализм» и пр. Наша власть  тпредпочитает не заметить или замолчать национальный фактор или национальный признак. Скрывая, таким образом,  остроту данного вопроса и его актуальность для активных действий власть предержащих.

5)   Сегодня  острой  проблемой в решении национального вопроса является его экономическая составляющая. По прогнозам Счетной палаты РФ, уровень долга российских регионов в 2013 году достиг триллиона четырехсот миллиардов рублей; около 60% субъектов никогда не смогут рассчитаться по своим обязательствам.

6) Дополнительную напряженность между людьми в стране  оказывает  плохо контролируемая внешняя миграция  в России, ущербная деятельность зарубежных  работодателей и   инвесторов для нашей страны.

7) Стремление руководства России  продолжить либерализацию законодательства путем  снижения ответственности за экономические преступления, также создает атмосферу в обществе и трудовых коллективах  для роста  социальной  межнациональной и внутринациональной конфликтности.

В конце 90-х годов минувшего столетия от совокупных действий  перечисленных факторов  Российская Федерация  оказалась на грани распада. С наступлением президентской эпохи В.П.Путина положение стало постепенно выправляться. Но последствия негативной деятельности «ельцинистов – либералов»  страна и общество ощущают и сегодня.

Резюмируя, следует  сделать  нелицеприятный вывод:
национальный фактор в современной России играет  негативную роль, продолжает  формировать  реальную угрозу  национальной безопасности государства – суверенитету Российской Федерации  и ее территориальной целостности. Надо решительно действовать, пока не поздно!

Авторизованный текст выступления
на четырнадцатом заседании Исторического клуба «Моё Отечество» 28 января 2016 года

Фото Светланы Яковлевой

QR Code Business Card