Чудо надо ждать. Оно всегда приходит неожиданно…Вот так оно озарило своим внезапным предложением посетить сказочный Гжель-колыбель русского фарфора. Вот такую сказочную поездку устроил СЖМ ветеранам-журналистам Это впечатляет.
24 июля все собрались у Домжура, чтобы отправиться в интересную сказочную страну, почувствовать дыхание того времени, когда зарождалось это мастерство, ставшее впоследствии высоким произведением искусства.
Столичные пробки не испортили настроение, москвичи к ним адаптировались. При въезде в Гжель нас ждала Алла Александровна Андреева – кандидат педагогических наук, лауреат Госпремии РФ, заслуженный работник культуры РФ, зав. отделом УЭР.
Визитной карточкой города сразу обозначилась чистота и голубизна от ветвистых голубых елей. Наш визит начался с осмотра производственных цехов по изготовлению фарфора и керамики. Алла Александровна представила нам гида – Татьяну Вадимовну Логинову – человека влюбленного в свое дело и хорошо знающая все азы и тонкости. фарфорового и керамического искусства. Причем, не только знающего, но и болеющего душой за народное творчество, которое корнями далеко уходит в прошлое.
Гжель расположен в Раменском районе в 60 км от Москвы… Сошлемся на источник рождения этого тихого мирного городка в Подмосковье. Газета”Родник”, издающаяся в Раменском р-не. Вот что в ней пишет Алла Андреева: “Известно, что Гжель – это довольно обширная территория, которая уникальна и неповторима в искусстве народного промысла не только в нашей стране, но и в мире. Впервые Гжель как местность упоминается в 1339 году в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты, князя Московского. История Гжели имеет взлеты и падения. Сейчас она на очередном витке подъема. А делают эту историю люди, среди которых почти полвека трудился Виктор Михайлович Логинов.”
Татьяна Вадимовна поэтапно знакомит нас с производством фарфора и керамики. Первый этап начинается с наброска изделия. Этим занимаются художники. Затем создается гипсовая модель, по которой изготовляется первичная заготовка. дальше, гипсовая фигура направляется в литейный участок форм. По ним делается различная литьевая форма. Исходные сырые из белой глины, разбавленные водой и хорошим перемешиванием, поступают по трубам из цеха массозаготовки в литейно-заготовительный цех. Сырьем заполняются формочки из которых затем извлекаются полуфабрикатные изделия. Затем заготовка отправляется в камерную печь. И только после этого процесса заготовка попадает в руки художника. Расписанное изделие окунается в специальную водянистую смесь – подглазурь. Вот, пожалуй, и все о производственном процессе.
Теплом души согрет гжельский фарфор. Наш отечественный фарфор резко отличается от европейского. Это видно невооруженным глазом. Не только исполнением по национальному колориту, но и духу. Слово “Гжель” сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармонии, сказки и были. Художники гжельского фарфорового завода свято чтут традиции производства фарфоровых и керамических изделий. Работа эта тонкая, ручная, помимо мастерства, нужно иметь и душу, чтобы, изделие не только радовало глаз, но и согревало теплом народных умельцев, которых в России очень много! На алтарь высокого искусства народными умельцами брошено все: любовь к профессии, мастерство и душа…
Отдельную благодарность за проведенную экскурсию ветераны СЖМ выражают Алле Александровне Андреевой, Татьяне Вадимовне Логиновой, Людмиле Васильевне Щербине и Марине Яковлевне Орловой! Спасибо всем за сказку, в которую хочется снова вернуться!…