22 мая 2019 г. в Государственном историческом музее состоялся круглый стол
«Эпоха великого князя Василия III:
её значение в истории России и в музейной интерпретации»
Организаторами конференции выступили: Государственный исторический музей, Центр поддержки, сохранения и развития традиционных ценностей и патриотического воспитания «Славься, Отечество!» и Подворье Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье при участии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, МПГУ, ПСТГУ и информационной поддержке Союза журналистов Москвы, общественно-политического журнала «Мужская работа» и газеты «Славься, Отечество!».
В русской культурной памяти великий князь Московский и всея Руси Василий III (1479–1533) остается в тени своего великого отца, Ивана III, и сына, Ивана Грозного. Однако время правления Василия Ивановича (1505–1533) занимает особое место в истории России.
В этот период Московское государство уверенно заявило о себе на европейской арене как крупный политический и военный игрок. При Василии III наступил коренной перелом в отношениях России с Западом. До первой трети XVI в. Европа в лице Священной Римской империи рассматривала Россию как свой колониальный проект и активно пыталась включить ее в западный мир через католическую унию и пожалование Василию III титула короля из рук императора Священной Римской империи и римского папы. Однако русский монарх отверг такой «европейский выбор», что сделало его правление поворотным в отношениях России и Европы.
Восточная политика Василия III развивалась в сложных условиях обострения отношений с Крымским и Казанским ханствами. Однако Василий III уклонялся от участия в антитурецких коалициях, стремясь установить с Османской империей союзнические отношения, что облегчало и взаимоотношения Москвы с Крымом и Казанью.
Именно Василию III было адресовано знаменитое послание старца Филофея, положившее начало концепции «Москва – Третий Рим». Важными церковными событиями правления Василия III были споры между «нестяжателями» и «иосифлянами», а также отстаивание права Русской Церкви на автокефалию.
В годы правления Василия III были ликвидированы последние крупные уделы, окончательно присоединены к Москве Псковская земля и Рязанское княжество. В борьбе за наследство Древней Руси Москва отвоевала у Великого княжества Литовского Смоленск (1514), имевший важнейшее стратегическое значение.
Возвращение обширной Смоленской земли в состав русского государства после более чем векового перерыва стало одним из главных военно-политических достижений Василия III. Оно было отмечено строительством обетного храма Спаса Смоленского на Красной площади Москвы, а также возведением Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря (1525). Со Смоленским взятием 1514 г. и спасением Москвы во время Крымского набега 1521 г. предание связывает надвратный образ «Спас Смоленский» на Спасской башне Московского кремля, считавшийся утраченным в советский период, но обретенный в 2010 г.
На круглом столе были обсуждены следующие темы:
- Актуальные смыслы эпохи великого князя Василия III;
- Государственно-церковные отношения;
- Идейно-политический выбор государя;
- Апокалиптические источники отождествления Москвы с «третьим Римом» в послании старца Филофея великому князю Василию III;
- Обретение надвратных образов на Спасской и Никольской башнях Московского кремля;
- Открытие и реставрация росписей в киотах Спасской и Никольской башен Московского кремля;
- Надвратный образ на Спасской башне при Василии III;
- Исторический контекст создания и традиция почитания надвратного образа Спаса Смоленского
В круглом столе приняли участие ведущие специалисты в области общей и военной истории, краеведы Москвы, искусствоведы, православное духовенство и представители общественности.