Социальные медиа рождают сетевые войны?Новые сетевые маугли

– “Цифра”, – протягивает руку сосед в COVID-центре, куда мы попали с ним в одну палату. –
Можно Союз. Я родился 17 марта 1991 года, когда Союза не стало. Отец назвал. “Цифра” –
это по приколу. Ник в Сети.

Спрашиваю, имя ему дали в честь референдума о сохранении Советского Союза? “Какого референдума? – Союз Нышанов поднимает брови в недоумении. – Кыргызстан независимый.
И вообще, Союзбек – кыргызское имя”. “Цифра” не слышал о Горбачеве, не читает книг и СМИ,
не смотрит телевизор, благодаря айфону живет в социальных сетях. И у него между тем высшее экономическое образование, съемная квартира и хорошо оплачиваемая работа в Москве.

– Надо принять как данность, те, кому 24-30, как личности сложились в социальных сетях, – говорит сопредседатель московского центра урбанистики “Город” Алексей Расходчиков. – Это новые сетевые маугли. Бакалавры и магистры, они в экономике и политике начинают задавать свои правила жизни, будь то удаленка, дистанционка или реал. И как маугли, помещенный в животный мир, терял часть человеческих качеств, но у него обострялись нюх и выносливость, так и их сетевые тезки. Они, как правило, общаются или со сверстниками, или, как в лесу, не с людьми, а технологическими платформами. От них новые маугли получают клиповость взгляда на мир, через клики поисковика – фрагментарность мышления и неспособность строить цепь логических размышлений. Еще как истинные маугли испытывают проблемы с эмоциями.

Выросшие дети “цифры” – новая “умная толпа”. Так их назвал американский социальный теоретик Говард Рейнгольд за роль “мозгов” в Сети. Накачав интернет-мускул, они создают свои интеллектуальные ячейки. Но как в природе у их собратьев, так и у детей “цифры” установка общаться “со своими” дала прививку выживания – слушать себя и не слышать других. Правило строить диалог с позиции силы в виртуальном мире превратилось в искусство выживания и в реальном. Кстати, во многом из-за недооценки обществом сетей как интеллектуальной площадки. Изначально их почти все воспринимали как инструмент – “новую печатную машинку”. Но оказалось, что инструмент еще и технологическая платформа, которая “лепит” людей своего круга. Сначала они лопотали что-то на непонятном “олбанском” интернет-сленге. Все хихикали. Однако дитя выросло, и недоразумение “олбанского” прикола переросло в конфликт отцов и детей – маугли диктуют отцам правила, которые не выполнять уже не получается.

– Я хотел заразиться коронавирусом, чтобы доказать, что его нет, – делится ковид-диссидентскими убеждениями Союзбек и отказывается принимать таблетки. – Ну, я здесь: температуры нет, обоняние и аппетит при мне. Где ковид? Не вижу. Вижу желание нас чипировать за то, что мы уходим от правил, которые нам диктуют. Как они не понимают, что стоит бросить интернет-клич…

Союзбек-“Цифра” загибает пальцы, доказывая свою правоту: через Сеть получались погромы в Лондоне, вспышка протестов “Жизнь черных имеет значение” в США, “тюльпановые”, “бархатные” и прочие цветные революции. Так через вирт или виртуальность Сети превратились в способ утверждения новых маугли. Проблема в том, что они не умеют социализироваться в реале.

Волны искажаемой реальности

К обитателю Сети нужно знать коммуникативный код.

– “ВКонтакте” и “Инстаграме” чекинятся лузеры, отстой и пенсионеры, – объясняет принципы отбора в сообщества “Цифра”-Союзбек Нышанов. – Все юзеры давно в “Ютубе”.

В переводе с интернет-русского на русский разговорный это означает, что Сеть неоднородна и дает доступ к себе через жесткий отбор. Пройти его – все равно что занять место в стае: “Инстаграм”, “Телеграм” – это “павлины” Моа, “Фейсбук” – “шакалы” Табаки, “ВКонтакте”, “Твиттер” – “рыжие собаки”, все, кто вне групп или Сети, – “бандерлоги”. И лишь обитатели “Ютуба”, – разумеется, “братья”. Популярный видеохостинг “Ютуб”, куда оппозиционная повестка, вытесненная из офлайна, перетекла в онлайн, не просто “братство”. Личность, сформированная там, повзрослев с “ютубными” ценностями, рано или поздно сталкивается с “бандерлогами”.

– Мне взгляды маугли напоминают мем из “Твин Пикса”: “Совы не то, чем кажутся”, – делится наблюдением социолог Агентства исследований “Столица” Галина Градосельская. – Сети тоже не то, что они декларируют. В жизни их посылы часто оборачиваются противоположностью: принцип свободы – легкостью манипуляции, декларируемый индивидуализм – стадностью, когда ведомые выбирают из ограниченного набора предлагаемое решение. Отсюда и цветные революции, и протесты групп любителей однотонных носков против групп любителей полосатых. Вместе они делают один выбор. Цель забывается, смыслом становится принцип стаи – против кого дружим? И запускается он вовсе не за счет их естественной реакции на то или иное событие, а с помощью информационных волн.

По данным Агентства социологических исследований “Столица”, информационные волны, или на сленге пользователей гон, в Сети составляют от 65 до 80 процентов “мнений”. И лишь 20-30 процентов информации социальных сетей – зерна живой реакции человека на то или иное событие. Причем искажение реальности зависит от финансовых вложений виртуальных игроков-ботов и числа лохов – тех, кто откликается на наживку. Проглатывает ее даже искушенная аудитория.

– Фейк, всеми ругаемый, – безотказный способ достижения цели, – говорит профессор факультета политологии МГУ Андрей Манойло. – И вроде бы уже все знают, как отличить факт от фейка: он анонимен, а если персонифицирован, призывает не к логике и фактам, а к эмоциям, что отключает сознание и способность анализировать. В этом сила фейка. Он как стихийное бедствие. Дальше вакуум заполняют слухи и домыслы. А когда человек “съел” фейк, информация, даже если она точна, уже может не работать. Поздно: вместо анализа транслируются мифы.

Сразу вспомнилось, как в “Фейсбуке” продвинутая оппозиция годами стебется, транслируя миф, что она грамотнее патриотов. Он вырос из вирусного фейка о том, что Геннадий Зюганов “в слове из пяти букв делает шесть ошибок”. И не докажешь, что Зюганов – доктор философских наук, а реальность перпендикулярна: грамотнее тот, кто старше и получил хорошее образование. Однако гибрид воздействия через фейк, домыслы и мифы запущен, и переубедить через факт обитателей Сети еще и технически сложно.

– Сетевая реальность изменчива, – говорит Галина Градосельская. – В 2013 году “Фейсбук” насчитывал более 10 миллионов, сегодня – около 6 миллионов подписчиков. Так “плавает” каждая Сеть. Хотя цифровой отпечаток как глаз: можно поменять группу, айпи-адрес, а перебежчика без труда вычислят. Вопрос: кому это надо? Практика наших исследований показывает, что так технологические платформы направляют развитие соцсетей не в плоскость интеллектуального развития, а масскульта, а шоу-бизнес – это визионерство и извлечение из него прибыли. То есть все, как в шоу: тот, кто понравился большинству, тот и прав. Не до истины. Ловушка захлопнулась.

Так реальность многомерно искажается, “умная” толпа оборачивается групповой травлей, а люди попадают во все капканы, которые расставляет “цифра”. И это не только проблема маугли – среда Сети для многих уже своя. Но большинство людей не понимают, кто и как ими манипулирует.

“Умная толпа” наследила в будущее

– Для меня страшный сон: если соцсети войдут в повседневность, бежать от них будет некуда, – считает Галина Градосельская. – Будет как с корпоративной культурой. Она новыми буржуа в 2000-е насаждалась, как коммунизм большевиками. Один из вопросов нашего исследования тогда звучал так: “Что, если корпоративные правила поведения распространить на жизнь?” 78 процентов топ-менеджеров и 93 процента сотрудников (анонимно) ответили: “Нет”. Практика дала им понимание – это правила игры, где не живут, а выживают. С Сетью происходит что-то подобное. Я вижу три сценария их развития – поглощение человека вплоть до чипизации, чего инстинкт самосохранения не даст сделать, баланс социально-сетевой жизни и отключение от сетей.

В третий путь ни Градосельская, никто не верит. Мир озабочен тем, как установить цифровое перемирие и принять законы, которые снизят накал гибридных войн. Но и законы будут атаковать почкующиеся социальные медиа.

– Баланс Сеть не устраивает, – убежден Андрей Манойло. – Ставка: “Переиграем!” Это нутро ее оборонно-сектантской психологии. Если цель достигнута или провалена, сообщества не пропадают. Они ужимаются, ядро остается. Локальный конфликт исчезает, структура его решения спит. Она активируется с новым конфликтом. Это закон Сети – следы остаются. Их пространство эволюционирует. Векторы восхождения и нисхождения заданы. Дальше как с атомом: могут случиться Хиросима и Нагасаки, а может – мирный атом, кстати, который питает Сеть. Пока в соцсетях, увы, уровень каменного века, где есть свои вожди и нукеры, где вместо камня гаджет. Очень важно, пойдет ли эволюция сетевых сообществ по восходящей – к гуманистическому будущему, в котором мы живем и хотим жить. Для этого в онлайн надо внедрять культуру. Этим человек отличается от животного. За культурой придет этика как механизм выживания цивилизованной Сети.

Пока же культуру в Сети насаждают ловкие манипуляторы. “Умная толпа”, сплоченная не интеллектом и культурой, а гаджетами и невидимыми технологиями, пользуется “цифрой”, как бандит гранатой. Благодаря ей сети молниеносно имеют доступ к любому и по-любому – от лонгридов в “ЖЖ” для “типа умных” и до коротких роликов в TikTok для тех, кто “не заморачивается”. И вот уже ТikTok, заточенный на еще большее шоу, переигрывает “Ютуб”. “Ютуб” по итогам 2020 года отказался от ролика-самопродвижения. Причин никто не знает, но сила фейка догнала и “Большого брата”. По слухам, ролик “Ютуб” о себе любимом по итогам 2018 года набрал жуткую цифру дизлайков – 18 миллионов при 2,9 миллиона лайков. Попытка отыграться в 2019-м мало что изменила – 9,2 миллиона дизлайков при 3,4 млн лайков. Похоже, “Ютуб”, как шагреневая кожа, повторяет судьбу сужающего сетевое воздействие “Фейсбука”. Вместе они, уступая дорогу TikTok, отработали ресурс роста и, как в джунглях, расступаются перед тем, кто сильнее и наглее.

Так что свободного мира не только в Сети, но и среди “братства” “Ютуба” не получилось. То ли еще будет. Роботы не святые, они программные технологические платформы. Да и оптико-волоконная техника мысли тоже не вечная.
Не желая цивилизоваться, она может Социальные медиа рождают сетевые войны?уйти на свалку истории. Пока это еще зависит от людей.

По тексту Владимира Емельяненко

QR Code Business Card