Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), «Вместе медиа», коммуникационное агентство PR-Consulta и исследовательская компания PR News провели опрос об основных трендах в российских медиа в 2023 году. В нем приняли участие 411 представителей СМИ и специалистов по коммуникациям. На основе результатов исследования аналитики выделили главные тенденции медиасферы и самые острые проблемы в этом году — потерю монополии традиционных СМИ на новости, отсутствие интереса у молодежи к профессии, цензуру и зарегулированность в отрасли. 

«Лениздат.ру» попросил журналистов и главных редакторов петербургских медиа прокомментировать результаты исследования и поделиться своей точкой зрения — каким из этих трендов следуют СМИ Северной столицы и с какими проблемами столкнулись в уходящем 2023 году.

Монополии на новости больше нет

Одной из главных тенденций уходящего года респонденты опроса назвали потерю традиционными СМИ монополии на новости. Такого мнения придерживаются 57% опрошенных. Размытие монополии произошло из-за перехода аудитории в мессенджеры и роста конкуренции между авторскими каналами и медиа.

«2023 год, конечно, подтвердил тренд, заложенный еще несколько лет назад, — аудиторию традиционным медиа уже вовсю нужно собирать в Telegram-каналах и социальных сетях. Наверное, как раз поэтому настолько востребованы стали публикации различных рейтингов, расставляющих сети средств массовой информации по охватам или числу подписчиков. Как правило, эти цифры не говорят о реальном положении дел и актуальной популярности медиаресурсов, но вместе с тем заставляют редакции интенсифицировать свою работу», — уверен главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов.

Солидарен с этим мнением руководитель городского филиала НТВ, главный редактор программы «Сегодня в Санкт-Петербурге» Николай Булкин.

«Все больший запрос на новости на ладони, а не в телевизоре. Поэтому телеканалы —  это уже давно только эфир, а также сообщества в соцсетях, на онлайн-платформах и в мессенджерах.

Насчет конкуренции авторских каналов и редакций в Telegram: каждый сильный авторский канал — это тоже, по сути, редакция. Так это работает на федеральном уровне. На уровне Петербурга нет сильных авторских информационных каналов, нет информационных личностей. В основном Telegram-каналы здесь — это информационные редакции интернет-изданий или телеканалов. В целом у большинства довольно слабые позиции по количеству подписчиков. Рост еще должен произойти», — отмечает Булкин.

Главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков скептически относится к тому, что эта тенденция имеет отношение к уходящему году: «15 с лишним лет назад среди блогеров была популярна идея, что Livejournal убьет традиционные медиа. Тогда же я говорил, что этого не произойдет. Теперь вместо Livejournal появился Telegram, но это лишь очередной канал доставки. Ключевые вопросы — доверие и фактчекинг».

Гайки продолжают закручиваться

50% участников опроса отметили усиление цензуры и, как следствие, осторожную позицию редакций и сужение тем для экспертной журналистики.

«На мой взгляд, тенденция не новая: закон о СМИ начали переписывать едва ли не сразу после его выхода, — напоминает главный редактор MR7 Елена Михина. — Сейчас проблема не в самом ужесточении законов и введении ограничений, а в том, что эти ограничения очень размыты. Даже медиаюристы не могут дать чётких ответов, что можно, а что нельзя. Неоднократно сталкивались с ситуацией, когда в попытке разобраться, как нам теперь писать, натыкались на ответы экспертов “Ничего не понятно, ждём практики правоприменения” — то есть, по сути, ждём первых протоколов, штрафов, судов.

Это приводит к тому, что в превентивных целях редакции идут на самоцензуру, что тоже видно по публикациям, по “звёздочкам” в ситуациях, когда вроде бы нет чёткого требования их ставить, по игнорированию некоторых тем; непонятно бывает — это позиция редакции в целом или просто нежелание связываться с сомнительной с точки зрения права историей».

На резкое усиление самоцензуры обращает внимание и главный редактор объединённой редакции газет «Московская застава» Андрей Корнеев. С его точки зрения, самоцензура проявляется во всех СМИ, включая те, что выходят онлайн.

«Переход на чисто информационные жанры (чем короче, тем лучше) — это не только следствие потери традиционными СМИ монополии на новость, не только оценка способности читателя воспринимать информацию, но и следствие самоцензуры, которая позволяет избегать умышленного использования неполных данных и создания субъективной причинно-следственной связи. Пусть читатель/слушатель/телезритель решает сам — этот подход утверждается сейчас даже в проправительственных изданиях, где развивается формат так называемой фоновой прессы.

Поэтому я бы не назвал усиление цензуры важнейшей тенденцией. Скорее, мы вернулись к началу 80-х, когда все всё прекрасно понимали и старались не попадать в цензурные ловушки», — подчеркивает Корнеев.

Такой же точки зрения придерживается и главный редактор MASHNEWS и «Город 812» Сергей Балуев, который полагает, что ужесточение законодательства ведет к осторожности в редакционной политике и расцвету самоцензуры.

В свою очередь, Кирилл Смирнов усиления цензуры не наблюдает. По его мнению, существует иная проблема, связанная с нехваткой экспертов в городской медиасреде.

«К сожалению, многие медиа используют одних и тех же лидеров мнений для создания своих материалов. В этом смысле дефицит и правда присутствует. Спасением, как правило, являются госслужащие — чиновники и депутаты разных уровней. Кстати, в последнее время куда активнее себя проявляют члены Общественной палаты города», — подметил Смирнов.

Регуляторы регулировали-регулировали…

Многие представители СМИ (46% респондентов) пожаловались на зарегулированность отрасли (законы о СМИ, о маркировке рекламы, формирование и расширение списка нежелательных организаций и иноагентов создают зону для непонимания).

С этим мнением согласен Андрей Корнеев: «Нарваться на Роскомнадзор можно совершенно неожиданно и в любой момент. Принцип “что не запрещено – то разрешено” давно не действует, потому что запрещается всё больше и больше, а “Закон о СМИ” обставлен огромным количеством поправок. Так что зарегулированность — важнейшая тенденция и в питерской журналистике».

Александр Горшков высказывается еще резче: «Усиление цензуры и зарегулированность — части одного целого. Рост всевозможных ограничений заставляют медиа быть осторожнее. Никакой зоны непонимания здесь нет — все предельно ясно. Вдобавок эти ограничения выражаются в конкретных затратных издержках для СМИ».

Молодежь не идет в профессию

35% опрошенных назвали одной из тенденций падение интереса у молодёжи к профессии журналиста.

«Я не знаю, что думают молодые, выбирая эту профессию, — признается телеведущая, документалист, обладатель Гран-при конкурса “Золотое перо” Ника Стрижак. — Даже в советские времена идеологические барьеры не были причиной не идти в журналистику. Люди идут в журналисты по другим причинам. Или не идут.

Молодежь в массе своей плохо пишет и не умеет работать с фактами — вот это заметно. Если в профессию не идут те, кто раньше думал, что это просто престижно или модно, то это неплохо. Не надо сюда идти ради моды».

Кирилл Смирнов рассказал, что не заметил спада интереса к журналистике у молодых людей. Об их желании работать в медиа, по его мнению, говорят высокие конкурсы в профильные вузы и резюме, которые постоянно приходят в редакции.

Андрей Корнеев полагает, что после получения дипломов всё больше выпускников журфаков не связывает свое будущее со СМИ, что негативно влияет на профессиональный уровень среды.

Факт есть, фактчекинга нет

В опросе среди тенденций 2023 года работники медиа (34% респондентов) указали на недостаточную или некачественную проверку источников и фактов.

По мнению Андрея Корнеева, стремление опередить конкурентов просто не оставляет времени на проверку фактов.

«На минувшей неделе из пяти взятых нами сообщений от одной из пресс-служб, четыре содержали фактические ошибки. Связано это и с общей тенденцией снижения профессионализма в журналистской среде. Я не думаю, что получение профессии журналиста стало менее привлекательным, но вот то, что после получения дипломов всё большее число людей не связывает себя с работой в профессии, —  на мой взгляд, факт» — констатирует Корнеев.

Сергей Балуев, наоборот, в 2023 году не заметил какого-то серьезного снижения уровня фактчекинга по сравнению с прежними временами.

Искусственный интеллект в СМИ

21% опрошенных отметили тенденцию на использование в медиа популярных в уходящем году инструментов искусственного интеллекта.

Когда в августе «Лениздат.ру» беседовал на эту тему с редакторами городских СМИ, то выяснилось, что большинство из них невысокого мнения о ChatGPT и его «собратьях». Иная точка зрения у Кирилла Смирнова.

«Отдельно хотел бы выделить тренд на использование продуктов, созданных ИИ. Здесь действительно наметился существенный рост. Во многом это так, поскольку в настоящее время производные от нейросетей не подпадают под четкое действие законодательства. Убежден, что этот вектор сохранится и в следующем году», — подчеркнул главный редактор «Петербургского дневника».

Похожую мысль высказал Сергей Балуев. На его взгляд, искусственный интеллект «пока ещё не дошел до такой степени умений, чтобы его можно было полноценно использовать в медиа, но дойдет».

«Сдвиги в системе СМИ»: петербургские журналисты о главных событиях уходящего года

Собеседники «Лениздат.ру» не только комментировали результаты опроса АКОС и её партнеров, но и давали свои оценки главным событиям уходящего года в мире массмедиа Санкт-Петербурга.

Главред MR7 Елена Михина, например, выделила из череды событий разрушение медиаимперии «Патриот» покойного Евгения Пригожина.

«В Петербурге в минувшем году прошли действительно большие сдвиги в системе СМИ. Помните, летом начали исчезать “пригожинские” медиа? Неважно, как к ним относиться, они были на «поляне», влияли на те же поисковики, повестку, вбрасывали новости и темы, на которые реагировали. Ведь это десятки медиапроектов и сотни сотрудников. Где они? А где темы, которые эти СМИ выводили в топ?», — задается вопросом журналистка.

Александр Горшков, подводя итоги года, сказал: «Я считаю главным трендом видимое снижение уровня профессионализма в медиа ввиду действия совокупности факторов».

Так же кратко высказался известный тележурналист, а ныне начальник управления внешних коммуникаций, РR и СМИ ПАО «Кировский завод» Михаил Великосельский. По его мнению, 2023 год запомнится усилением цензуры, некачественной проверкой публикуемой информации и утратой профессиональными СМИ монополии не только на новости, но и на аналитику.

Сергей Балуев назвал главной тенденцией уходящего года тот факт, что значительная часть потребителей медиа ушла в Telegram. По его мнению, остальные мессенджеры и соцсети детищу Дурова не конкуренты.

«В Telegram появилась масса и нишевых, и авторских каналов. Создание Telegram-канала технически несложно, барьеров для выхода на рынок нет. Результат — это самая свободная и развивающая платформа в России.

Те СМИ, которые занимаются своими Telegram-каналами, ничего особо не потеряли (деловые медиа «Коммерсант», «Ведомости», РБК вполне успешны в Telegram). Аудитория каналов требует нового формата — коротких, внятных текстов. В 95% она переходит только на посты в других каналах, то есть живет внутри Telegram», — констатирует Балуев.

Андрей Корнеев, соглашаясь, что результаты опроса АКОС и её партнеров отражает ситуацию и в питерской журналистике, напоминает, что в городе продолжает сужаться рынок печатных СМИ.

«На протяжении последнего десятилетия в Питере выпускается мало разных газет. Наш регион отстаёт даже от городов Центральной России. Не знаю, как сейчас, но пять лет назад в Орле и Брянске можно было утром в газетном киоске купить пять свежих газет – областную, городскую, газеты двух политических партий, газету, выпускаемую известным предпринимателем, и специализированные издания. У нас такого выбора давно нет, а значит, сузились возможности для проявления журналистами своих профессиональных качеств.

Способствует сокращению возможностей и полное исчезновение оппозиционной прессы», — сетует главный редактор объединённой редакции газет «Московская застава».

Ника Стрижак подчеркивает, что в 2023 году прослеживалась тенденция к нормализации общественной жизни, но при этом СМИ переживают определенный творческий застой и замкнуты сами в себе.

«Из изменений этого года по сравнению с прошлым могу назвать больший разворот к обычной повестке из жизни большого города — фестивали, форумы, премьеры и т. д. Замечу, что в этом году никто не обсуждает, нужна ли нам ёлка.

Печалит то, что в таком огромном городе, как Петербург, СМИ стали очень узким сообществом. Их просто очень мало для многомиллионного города. Я не про оппозиционные — официальные. Их просто мало. Два с половиной канала и две с половиной газеты плюс несколько сетевых СМИ — и всё.

Ушло время творческой и профессиональной конкуренции, когда мы следили, кто сделал какой проект, кто первым написал о чем-то, открыл какую тему или спор. Мы живем разрозненно. И по большому счету мало интересуемся жизнью друг друга. Не гордимся, не завидуем. А ведь жизнь журналистов не складывается только из новостей, которые кто-то принес первым», — говорит телеведущая.

Петр Годлевский

«СМИ стали очень узким сообществом»: петербургские журналисты оценивают главные тенденции уходящего года.

QR Code Business Card