Выражение «поймать мотор», то есть «остановить такси», —
оборот не сегодняшнего дня.
Век назад такси так и называли — «таксомотор».
Затем — «таксо», и только после этого привычным для нас словом «такси».
После революции таксомоторы считались излишней роскошью, а в первые годы советской власти пользование ими называли «буржуазными замашками». Да и в конце 60-х такси было доступно не для всех. Собственно, поэтому выражение из кинокомедии «Бриллиантовая рука»: «Наши люди в булочную на такси не ездят» — и стало крылатым.
Сама история такси уникальна. В 1907 году газета «Голос Москвы» написала о столичном чудаке, который за деньги возит на машине пассажиров. На свой автомобиль он прикрепил говорящую табличку: «Извозчик. Такса по соглашению».
21 июня 1925 года по улицам столицы побежали первые машины Renault, вдоль кузова которых пролегала желтая полоса.
В 1929 году советское правительство налаживает выпуск машин под маркой ГАЗ-А. В первой половине 30-х годов именно эта модель становится самым популярным такси. А в 1936 году в новый таксомоторный парк №13 начинают поступать настоящие советские лимузины ЗиС-101 невероятно веселой расцветки — желтой, синей и голубой. За пять лет, с 1935-го по 1940 год, число такси в Москве выросло в шесть раз. Пассажиров обслуживали пять таксопарков и почти 3,5 тысячи машин с шашечками.
В советское время работать таксистом было не только престижно, но и очень ответственно. На работу брали только тех водителей, которые соответствовали высоким профессиональным критериям. Кроме автошколы, таксисты проходили специальную подготовку, постоянно повышая уровень своего мастерства.
В годы Великой Отечественной войны все пригодные машины ушли на фронт. Из-за плохой проходимости по бездорожью в парках остались преимущественно ЗиС-101. И поэтому после войны, когда такси вновь появилось на улицах Москвы, некоторое время клиентов обслуживали старые лимузины. Списывать со счетов довоенные ЗиСы стали в 1946—1947 годах, когда на смену им пришли новенькие «Победы» и ЗиС-110.
Новая волна обновления таксомоторного парка пришлась на 1956—1957 годы. На свою длинную смену заступили «Москвич-402», первая ГАЗ-М-21 «Волга». В отличие от «Победы» салон «Волги», которую называли «первый выпуск со звездой» из-за бросающейся в глаза пятиконечной звезды на бампере, был намного просторнее.
Легендарное такси ГАЗ-21 неоднократно появлялось на экранах. На «Волге» ездил главный герой фильма «Три тополя на Плющихе» таксист Саша. Позже этот же автомобиль появился в фильмах «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука».
Очередное решение сделать все такси единого цвета пришлось на 1968 год, когда Моссовет постановил покрасить крыши автомобилей в красно-оранжевый цвет. Так многие машины и запомнились по бело-красному цвету кузова. В народе такой окрас получил едкое название «красная шапочка».
Первые такси ГАЗ-24 были разного цвета, но с 1971 года Горьковский автозавод целенаправленно стал выпускать машины светло-салатовой окраски. Во время подготовки к московской Олимпиаде-80 по международным требованиям такси стало ярко-лимонного цвета, а на крыше у него появился оранжевый плафон с шашечками, который подсвечивался в ночное время. Именно в таком виде москвичам старшего поколения и запомнилось такси времен СССР.
Вместе с ярко-лимонной «Волгой» канула в Лету целая страна. В 1991 году государственное такси приказало долго жить. Появилось большое количество частных извозчиков, которых горожане быстро прозвали «бомбилы». И качество машин, и обслуживание, естественно, оставляли желать лучшего.
С 2010 года московское правительство взялось за возрождение отрасли. Здоровая конкуренция снизила цены, средняя стоимость поездки теперь одна из самых доступных в мире, и услугами такси ежедневно пользуются уже около 760 тысяч москвичей и гостей столицы. Сегодня на улицах столицы работают около 70 тысяч легальных легковых такси.
Вениамин Протасов
№8