«Я не чувствую свой возраст. Моя душа ещё молода. Это не моё, не мой возраст! 75 лет исполняется мне, и из них я 55 лет в фотографии – это много или мало? Я всё время в поиске, всё время ищу что-то новое. И своей последней фотографии ещё не сделал. У меня в руках фотоаппарат всё время, я ловлю моменты и испытываю от этого кайф!»

Сергей Лидов: «У меня есть исторической кадр с Владимиром Путиным»Сергей Лидов известный российский фотограф ещё советской закалки.
Самый, пожалуй, титулованный, лауреат множественных премий и наград.
Является автором 9 альбомов и участником более 200 выставок
в России и за рубежом.

В канун полу-юбилея он рассказал о себе и проблемах фотографического искусства наших дней.

– Сергей Львович, сегодня с развитием техники, усовершенствованием сотовых телефонов, которые оснащают все более продвинутыми камерами, профессия фотографа упрощается или я ошибаюсь?

– Чем отличается профессиональный фотограф от любителя ? Любитель не задумывается о мелочах – рука полностью в кадр не вошла, фон плохой, ну и ладно. Любитель этого просто не видит. Профессионал же знает, как работать на композицию, как замечать самые тонкие моменты. Я люблю жизнь, и стараюсь передать всех людей красивыми в объективе моего фотоаппарата.

– А если человек некрасивый? Значит, получается, вы снимаете его в более выгодном плане, льстите ему, но это же не соответствует реальности?

– Когда ты занимаешься фотографией, ты – скульптор. И ты, как скульптор, лепишь образ человека Наша профессия – вторая древнейшая, и иногда мы работаем в угоду человеку, для которого делаем портрет. Поэтому лично моё отношение к тому, кого я снимаю, выражено в простом девизе «Я не могу лишь бы». Я должен передать все нюансы, чтобы создать нужный образ, и в то же время не обмануть людей, которые увидят эту фотографию. А некрасивых людей не бывает, бывают плохо представленные на картине или фотографии.

– Фотографы, работающие с крупными политиками, формируют их образ в глазах людей. Получается, фотограф – тот же политтехнолог, и в какой то мере от него зависит репутация не только конкретного человека, но и всей страны?

– В последнее время появилась тенденция: когда фотографы снимают первых лица государства, они ищут негатив. Это пришло с запада. Меня всегда поражало, с каким сарказмом тот или иной человек иногда  воспроизведен на фотографии. Порой  это бывает просто обман, созданный искусственно, или получившийся  от неопытности. Но я работаю по-другому. Если  человек мне интересен как объект съёмки,  я стараюсь передать через  глаза, жестикуляцию , через фон его суть. Всё это может сыграть  положительную или отрицательную роль. Даже фон, на котором ты снимаешь человека, имеет важное значение.. Иногда фон или свет работают против человека, и тогда надо искать более подходящий момент для фотосъёмки.

– Можете привести в пример каких-то медийных личностей, может быть, политиков, характер которых хорошо передаётся через фотографию?

– Например, бывший мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Он был замечательным актером, настоящая находка для фотографа. И вот после Лужкова приходит Сергей Семёнович Собянин. Серьёзный, сдержанный в своих эмоциях политик. Поначалу было сложно работать, но потом я проникся его образом. При случае, я подарил Сергею Семеновичу фотографию Льва Яшина. Яшина я снимал, когда у него был прощальный матч. Он прощался с людьми, с народом. И вот я сделал Собянину подарок – этот портрет. Почему именно Яшин? Потому что Яшин был вратарём, защитником. Он отстаивал честь своей команды и всего Советского Союза. А Собянин – защитник Москвы, от его действий зависит честь столицы и всей страны. И действует он успешно – посмотрите, как преобразилась при нём Москва! Это мои искренние слова и моё мнение.

– Как искусство фотографии менялась за время  вашей жизни? Каким оно было  в вашей молодости в советское время,  во времена перестройки и какие тенденции сейчас?

– Когда я пришел в фотографию, мне не было и двадцати лет. К этому виду искусства в то время у народа была такая любовь, что у Московского Манежа, где были выставлены фотографии Василия Малышева, стола очередь в три круга. Только представьте себе – огромный Манеж, центральный выставочный зал, и вокруг него очередь в три круга!

Подъём в культуре фотографии произошел в конце хрущевского периода, в начале брежневского. На слуху был пресс-репортажи. Фотографы суетились, старались по максимуму снимать в движении. Это было благоприятное время, каждый старался выделиться, внести какие-то новшества в процесс. В фотографическом мире был тогда шикарный подъём! Постепенно всё это начало угасать…

В 90-х наступила свобода . Где только и что только не фотографировали: на рынках, в подворотнях, обнаженку… Работать становилось опасно. Фотограф мог получить удар и по лицу, и по камере, а то  и нож в спину, если снял того, кто никогда не должен попадать в кадр, например, криминального авторитета.

На сегодняшней же день я вижу, что репортажная съёмка постепенно вымирает. Думаю, что в итоге дело придёт к тому, что операторы будут просто снимать  по 100 кадров в секунду, а  бильд-редактора в журналах потом  отбирать оттуда подходящие кадры. Фотография останется  только в искусстве.

– Нет ли здесь опасности, что настоящее искусство фотографии станет уделом элиты? 

– К сожалению, первые лица российского государства фотографией, похоже, не увлекаются, и сегодня этот вид искусства в России не в приоритете. Как по вашему можно это изменить?

– В России всегда были и есть великие мастера фотографии – Дмитрий Донской, Владимир Мусаэльян, Сергей Киврин, Юрий Козырев, Юрий Транквиллицкий Николай Рахманов….Чтобы молодое поколение могло учиться на примере этих фотографов, необходимо возродить Московское  отделение Русского  фотографического общества. Я преподносил портрет Валентине Матвиенко, мне дали слово, и я высказал мысль о возрождении РФО. Мне было так радостно видеть, как Валентина Ивановна вся засияла в ответ и горячо поддержала эту идею. Очень  надеюсь, что мы с ней встретимся и поговорим на эту тему. Она была бы замечательной кандидатурой на пост главы Русского  фотографического общества.

Кроме того, я недавно встречался с космонавтом Юрием Батурином. Он профессор, был Директором Института истории естествознания и техники РАН. Мы с ним обсудили идею создания международного Центра  фотографии на базе Российской академии наук. Я бы хотел просить Валентину Ивановну Матвиенко создать мировой центр фотохроники, где могли бы расположиться многие фирмы известных производителей фотоаппаратов и там могли бы проходить фотовыставки.

Очень важно создать для молодёжи вот такой центр , и он мог бы быть создан на базе Российской академии наук. Что касается первых лиц, на насколько я знаю, фотографией увлекается Дмитрий Анатольевич Медведев, причём, довольно успешно. ,

– В советское время имело место быть что-то подобное? 

– В 30-х годах Максим Горький  создал журнал  «СССР на стройке». Этот был советский ежемесячный иллюстрированный журнал новостей и пропаганды. Горький редактировал первый номер журнала.  Журнал был очень популярен, хотя больше ориентирован на иностранную аудиторию. Он выходил с 1930 по 1941 год. В то время на пяти языках! А в 1949 году его начали выпускать уже в новом формате под названием «Советский Союз». В жанре иллюстрированных новостных журналов он стал  предшественником американского журнала Life. Почему бы не воссоздать этот журнал в цифровом формате ? Считаю, что это просто необходимо, тем более, что журналу «Советский Союз»  в этом году 90 лет!

– Наверное за жизнь у вас образовалось множество друзей, какое понимание дружбы приходит в таком возрасте ? 

– Рано или поздно наступает момент, когда ты понимаешь, что в жизни всё не просто так – очень сложная вещь человеческие взаимоотношения. Есть люди, которые не подадут руку помощи в сложный момент. Но это не главное. Главное – есть верные товарищи и настоящие друзья, которые всегда помогут.. Я говорю об известном журналисте, главном редакторе «МК» Павле Николаевиче Гусеве. Я работал на множестве мероприятий, побывал на сотнях конференций. Мне всегда казалось, что все вокруг радужно, красиво и хорошо. Но вот настали чёрные дни. Они пришли неожиданно, произошла попытка захвата помещения моей мастерской. Я оказался в полнейшем тупике! И вот тогда я позвонил Павлу Николаевичу, и рассказал ему о том, что происходит. И хотя он в тот момент находился на Дальнем Востоке и был страшно занят, но не отмахнулся «Да, сочувствую». Он проявил действие – подключил своих журналистов! Которые разобрались в ситуации.  И вскоре слало понятно, что четвёртая власть работает! После этого всё пошло по другому, и  я «Московскому комсомольцу» за это очень благодарен!

– Расскажите про свой любимый фото-кадр, у меня есть подозрение, что это – Владимир Путин в кабине комбайна…

– Да, у меня есть исторический кадр! Владимира Путина я снимал в Ростове на-Дону, в ходе визита он посетил сельскохозяйственную выставку «День российского поля – 2007» и забрался там на место комбайнера. Тут я должен заметить, что фотографы из президентского пула работают без вспышек – бить светом в лицо  первых лиц государства нельзя, а я же фотограф свободный, фрилансер, президент гильдии профессиональных фотографов, и вспышку, хоть и редко, но с собой беру…И в данном случае я оказался на коне. Дело в том, что у современных комбайнов лобовое стекло затемнено , чтобы солнце не светило комбайнёрам в глаза.. И поэтому увидеть комбайнёра снаружи почти невозможно. Когда же  президент оказался а кабине комбайна, я подумал – а вдруг вспышка пробьет эту коричневую пелену? Попробовал…и обалдел! Вспышка сделала своё дело – фотография получилась резкая и красивая. Сначала президент был один, а потом уже к нему подсел тогда первый заместитель председателя правительства Сергей Иванов и директор завода «Ростсельмаша»  Валерий Мальцев, которые сопровождали президента, поэтому у меня получилось несколько сюжетов. Каждый фотограф любит похвалиться тем, что он придумал. Так Сергей Лидов: «У меня есть исторической кадр с Владимиром Путиным»вот, похвалюсь – таких  фотографий нет ни у одного фотографа!

QR Code Business Card