Наша газета родилась отчасти по велению времени, отчасти вопреки всему. С одной стороны, существовавшая в 1920-х «Рабочая Москва» постепенно перестала справляться с потоком информации, и ей явно нужен был помощник. С другой — вечерняя газета в советской стране всем казалась абсолютным нонсенсом: только-только выстраиваемая система советской печати идеологически исключала какие-либо громкие сенсации на первой странице издания и подборки «желтых» новостей, а ведь именно этим славились подобные газеты. Но при этом и плюсы вечерних изданий были очевидны. Соответственно, вечернее издание, но на новый лад предстояло придумать, хотя партийные бонзы, по воспоминаниям известного журналиста, а потом и руководителя «Вечерки» Михаила Кольцова, до последнего сомневались в том, что рождение нового формата возможно. Но все состоялось.
Увы, история не сохранила имен всех тех, кто девяносто четыре года назад не спал ночь, готовя к выпуску первый номер тогда юной, а теперь старейшей городской газеты. Но представляется все живо: бессонная ночь, волнение, нервы, рассвет. И номер ушел в печать.
А сегодня вы держите в руках газету с порядковым номером 27 816. Столько за 94 года вышло «Вечерок» — конечно, вместе с еженедельником.
Первые «Вечерки» были размером с половинку «Правды», но в некотором смысле революционны. В них не было даже передовиц, без которых не обходились «старшие товарищи». Тогда же решили не печатать и информацию о партийных съездах и событиях. «Вечерку» «сочиняли» и «придумывали» как помощницу горожанина.
Она должна была рассказывать людям о том, на какой спектакль можно еще успеть этим вечером, о происшествиях в разных районах города, погоде — словом, обо всех тех якобы мелочах, без которых по большому счету жизнь становится пресной и скучной. И дело пошло… За номерами газеты очень скоро стали выстраиваться очереди.
Газета гордится тем, что ей удалось сохранить верность традициям
В разные годы «Вечерку» делали разные коллективы, разные люди с разными судьбами. Газета никогда не соперничала с тяжеловесами вроде «Правды» и «Известий», мгновенно найдя и заняв свою нишу. Но всех, кто когда-либо делал ее, объединяло одно: любовь к своей работе и любовь к городу. И еще одним качеством всегда славилась любимая москвичами «Вечерка».
Она не терпела равнодушия.
Облик «Вечерки» складывался постепенно. В первые два года жизни, например, в издании не было фотографий — их заменяли рисунки. Зато москвичи знали, что на странице под названием «Москва» они прочтут самые последние городские новости, на последней их ждут объявления и кроссворд. Газету-подругу любили за легкий и невздорный характер, а про ее оперативность ходили легенды.
В ней печатался великий Владимир Гиляровский, и его репортерский принцип стал главным принципом всех репортеров нашей газеты: в городе не бывает неинтересных событий. А уж какая язвительная была «Вечерняя Москва»… На ее острый язычок старались не попадаться — чтобы не стать героем фельетона или четверостишия.
Много лет назад, как бы оправдывая свое возникновение, «Вечерка» заявляла, что главной своей целью она видит «приближение беспартийной интеллигенции к советской власти». В этом была правда, но лишь отчасти. Газете удалось удержаться от впадания в те или иные крайности, она никогда не теряла объективности и в результате «притянула» интеллигентов, не оттолкнув при этом рабочих. Уже 94 года она остается газетой для всех, кто живет в мегаполисе по имени Москва.
В годы войны «Вечерка» оставалась единственным изданием, работавшим бесперебойно. Это известный факт, который не может не потрясать: ни один ее номер не был пропущен! Газета выходила и тогда, когда гитлеровские войска подошли к Москве вплотную.
И Победу тоже праздновала — свежим номером! Самое удивительное, что умудрилась сохранить газета за годы своей жизни, — это верность традициям, сформированным за годы жизни. Например, в 1920-е годы газеты печатала подробные отчеты с диспутов, что проводились в Политехническом музее между, скажем, А. Луначарским и протоиереем Введенским, а сегодня в стенах редакции каждую неделю проходят острейшие круглые столы и дискуссии. Когда-то в редакции печатались яркие писатели, поэты и литераторы: Владимир Маяковский, Илья Ильф и Евгений Петров, Юрий Олеша и Валентин Катаев с удовольствием «репортерили» для «Вечерки», тут первыми появлялись рассказы Юрия Нагибина, а сегодня последние литературные тенденции находят отражение на странице «Литературное кафе» и делаются попытки возрождения клуба писателей.
Да, сегодня «Вечерка» — это суперсовременное издание, технологии, телевидение, яркие проекты и яркие гости. Да, она меняется и, пережив ребрендинг, вернулась к москвичам обновленной. Но ее главной традицией был и остался город — как главная и основная составляющая контента.
Город разный — просто красивый и проблемный, город отдыхающий и работающий, утренний и вечерний. Неизменно любимый. Наш! Юбилейный год «Вечерка» встречает по-деловому. Расслабляться — некогда, планов — масса. На обновленном сайте вас ждут современный дизайн, парад ярких рубрик, среди которых есть и новинка — юбилейная рубрика «ВМ». И конечно, сегодня у нас не круглая дата. И до юбилея осталось 364 дня! Мы постараемся поднимать планку все выше — ощущая ответственность и перед читателями, и перед всеми теми людьми, кто на протяжении 94 лет делал главную газету города, верил в нее и любил ее..
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений Герасимов, актер театра и кино, депутат Мосгордумы:
— Еще с тех пор, когда наша семья жила в огромной коммунальной квартире на Плющихе, «Вечерка» для меня — какая-то неотъемлемая часть столичного вечера. И одну из первых рецензий на мою работу напечатала именно «Вечерняя Москва», я помню, как ждал этот номер… Да и вообще — эту газету всегда ждали. Сейчас, уже став артистом, режиссером и продюсером, я знакомлюсь с различной прессой и обязательно смотрю, чтобы среди нее была и «Вечерка».
В ней, как и прежде, точно отражаются все знаки времени. При этом, что мне нравится, в ней нет какого-то индивидуально-личностного суждения, но есть позиция газеты, причем выраженная без каких-либо различных политических реверансов в ту или иную сторону. Газета все так же лаконично и четко, а четкости не хватает сегодня даже в документалистике, отражает все происходящие события, не навязывая своей точки зрения, а давая возможность людям самостоятельно принимать какие-то решения. И в этом ее ценность. С началом юбилейного года, «Вечерняя Москва»!