Да, в начале было слово. Мы проводили в редакции “круглый стол” “Моя родина – русский язык”. Как заметила учительница из Ашхабада: “На страже туркменского языка стоит целое государство, на страже русского – теперь одна я”. Тогда вместо политического заявления мы вместе с правительством Москвы, с Людмилой Ивановной Швецовой объявили конкурс “Моя родина – русский язык”, чтобы морально и материально поддержать неутомимых паромщиков культур и 50 из них пригласить в Москву для чествования.
Увы, священные заклинания – это великий язык Пушкина, поэтому его надо учить – верны, но не для всех. Как шутил один из участников, “я русский выучил бы только за то, что на нем разговаривал Виктор Степанович Черномырдин” . Сейчас учат русский, потому что:
- С русским языком можно сделать карьеру и бизнес.
- Рунет – самый интересный сегмент Интернета.
- Ехать на заработки в Россию лучше с языком.
- Высшее образование в России очень сильное.
- Это язык моих предков.
Очень точно Стефан Иванов из болгарского Пловдива сформулировал мысль: сегодня учителю русского языка за рубежом нужны не столько пособия, сколько политика, которая рекламировала бы русский язык как продукт высокого качества, который приведет к успеху.
В семье лауреатов сегодня 850 пушкинских учителей, реальных экспертов и достойных друзей “Российской газеты”. Кроме гранта (18 тысяч рублей) наши лауреаты получают главный подарок – звание пушкинского учителя и поездку в Москву. У каждого — судьба и личная история. У нас появились даже династии.
Я и сейчас помню мужественную и блестящую речь лауреата первого конкурса блокадницы Галины БорисовныАгаханян-Гавриловой, которая окончила с отличием пединститут им. Герцена и со всем курсом уехала в Армению по распределению, попала в село, где по ночам выли волки: “Ленинградское мужество и бесстрашие мне понадобилось в 90-е годы. Парад суверенитетов. “Бархатная” революция. Закрытие русских школ… “Пишите заявление об уходе! Вы нам не нужны больше!..” Я отправила телеграмму из 40 слов президенту республики… Тогда у властей хватило ума не доводить дело до абсурда”. В прошлом году победителем стала Людмила Агаханян, которая работает в той же школе, где когда-то работала мама. Какой же радостной для нас была эта встреча!
А Карина Давтян из Еревана, воодушевленная встречами в Москве, написала, что у нее не только целый класс, у нее даже свекровь заговорила по-русски.
Братство наших пушкинских учителей сегодня отлично чувствует себя в социальных сетях: удивительный Рустамжон Бадалов из Узбекистана в “Фейсбуке” проводит неутомимо уроки любви к русской литературе.
Язык должен оставаться вне политики, но это очень трудно, когда на нем делается большая политика.
Мы очень рады, что в нашем конкурсе участвуют учителя с Украины, но впервые лауреаты попросили не фотографировать их при награждении…
В этом году в конкурсе участвовало рекордное количество учителей из Грузии – трое из них стали лауреатами, и мы их тоже ждем в Москве. А самая памятная грузинская история была рассказана у нас в редакции Мариной Бидзинашвили: “После 5-дневной войны 2008 года мне надо было идти на первый урок русского языка в шестой класс. Тогда у нас даже из утюга звучало, что эта страна – агрессор. Было страшно от собственного бессилия. И знаете, что сделали дети? Когда я вошла, они встали и хором сказали: “Очень здравствуйте!”
Очень здравствуйте, дорогие наши пушкинские учителя!