Интервью с первым заместителем руководителя Департамента СМИ и рекламы г. Москвы Юлией Казаковой.
— Юлия Георгиевна, с 1 июля этого года с московских улиц исчезнут «ручники»… С чем связано решение о прекращении деятельности этого формата?
— Этот формат торговли прессой в городе не исчезнет, а будет упорядочен и преобразуется в торговлю с пресс-стендов. Департамент не будет продлевать выданные разрешения с 3 квартала 2016 года, как и выдавать новые. Хочу напомнить, что происходящий последние годы в Москве процесс реформирования нестационарной торговли «ручников» не затрагивал. Несмотря на наличие к ним целого ряда претензий по внешнему виду, департамент продлевал «ручникам» разрешения, ведь традиционно через них реализуется большой объем тиражей ежедневных и еженедельных изданий.
— Тем не менее, претензий к ним было немало…
— Чаще всего претензии касались внешнего вида торговых мест. Появлялись какие-то коробки, тележки, несанкционированный ассортимент… Торговые точки порой превращались в базарные развалы. Но главное — было много несанкционированной торговли по поддельным разрешениям с использованием фальшивых бланков. Под такими поддельными разрешениями чего только не продавалось в городе! Но, повторю, несмотря на все нарекания, мы несколько лет продлевали «ручникам» разрешения, а параллельно готовили их замену на пресс-стенды.
В настоящее время Департамент торговли и услуг г. Москвы объявил торги на производство 474 пресс-стендов по согласованной с отраслевым сообществом и отработанной экспертами модели. По мнению экспертов, пресс-стенд более презентабелен и удобен, соответствует современному облику города.
— Так и сейчас в Москве уже существуют торговые точки с прессой, более компактные, нежели киоски…
— По новым правилам городской торговли утверждены три типа НТО «Печать» на улицах города: павильоны, киоски и мобильные пресс-стенды. Все объекты постепенно заменяются на новые типовые. Пресс-стенды застеклены, что защитит газеты и журналы от непогоды. Конечно, с точки зрения удобства продавца, данный формат менее комфортен, чем киоск. Однако он сохраняет все преимущества мобильной торговли.
— Как и где пресс-стенды будут размещаться? Ведь хорошее место — чуть ли не половина успеха…
— Вопрос дислокации нами прорабатывается очень серьезно — в целом, согласованием изменений в схему размещения объектов печати департамент занимается более трех лет. Мы брали за основу сложившуюся схему с учетом опыта и пожеланий предпринимателей, в то же время были убраны «задвоения», увеличено расстояние размещения пресс-стендов от киосков и других городских объектов. В отличие от «ручников», которые имели возможность перемещения по маршруту, у пресс-стендов будет привязка к конкретному адресу. Что, естественно, будет контролироваться.
Разработанная дислокация включает качественные с точки зрения торговли места: около станций метро, в местах повышенного покупательского трафика, в том числе там, где нет возможности поставить киоск, а потребность в торговой точке с прессой существует.
— Сколько пресс-стендов планируется установить в Москве?
— Всего планируется установить 474 пресс-стенда. По имеющейся у нас информации, многие профессиональные участники готовятся принять участие в конкурсах. Мы ждем заявок. Отбор будет проводиться той же комиссией и таким же порядком, как и по киоскам. По итогам конкурса с победителями будет заключаться договор на 5 лет.
— Какова будет стоимость аренды в месяц?
— Стартовая цена от 1 200 до 1 950 руб. (площадь пресс-стенда — 1 кв. м) в зависимости от места размещения объекта. Логика расчета цены такая же, как и в случае киосков, так же завязана на общегородские нормативы, применяется понижающий коэффициент 0,3 для объектов со специализацией «Печать». Все эти условия уже опубликованы в конкурсной документации.
— Юлия Георгиевна, три года назад в своем интервью вы рассказывали, что одно из отличий пресс-стендов от киосков — невозможность их подключения к электричеству. Эта концепция сохранилась?
— Да, пресс-стенды не будут подключены к электричеству. Ровно как не будут снабжены урнами для мусора, электрообогревом и пр., иначе они уже не будут мобильными. Согласно составленному отраслевыми специалистами техническому заданию, пресс-стенд будет на колесах, обладает несложной конструкцией, легко собирается и разбирается. Это мобильный торговый объект, который по вечерам будет убираться.
— Мобильность таких торговых точек долгие годы являлась одной из причин их самовольного перемещения. Причем всегда почему-то в сторону газетного киоска, что очень пагубно сказывалось на работе последнего…
— Именно для того, чтобы пресечь подобные вольности, в схеме и в договоре прописывается не маршрут, как было в случае «ручников», а конкретный адрес. Учитывая имевшиеся претензии киоскеров, мы постарались максимально «обезопасить» их от нежелательного соседства.
Как и по киоскам, будет проводиться постоянный мониторинг работы пресс-стендов сотрудниками КП «Мосгорпечать», за систематическое несоблюдение правил торговли и условий договора будут выставлены штрафы. При наличии нескольких нарушений договор с предпринимателем может быть расторгнут.
— На какой ассортимент и количество изданий рассчитаны пресс-стенды?
— По условиям договора в ассортименте пресс-стенда должно присутствовать не менее 50 наименований периодической печатной продукции: газет и журналов. В том числе, согласно пожеланиям издательского сообщества, обязательно должны быть минимум две ежедневные газеты. Помимо периодики в ассортименте могут быть брендированные печатные проекты издателей. Например, книжные коллекции, выпускаемые в качестве приложения к периодическому изданию. Ассортимент будет строго контролироваться.
— Проведены 11 конкурсов на размещение НТО «Печать». Как вы оцениваете их результаты?
— Позитивно. Мы удовлетворены работой КП «Мосгорпечать». Предприятие было создано и запущено в довольно короткие сроки. Благодаря тому, что в его штате высококлассные специалисты, не один год проработавшие в сфере распространения печатных СМИ, предприятию за довольно короткий срок удалось выйти на требуемые темпы и мощности работы. Предприятие реализует не самый простой проект, в нем участвует несколько городских ведомств и служб, работа идет по всей Москве. Объем большой и ответственность, как по срокам, так и по качеству работ и принимаемых решений, огромная. Естественно, проблемы есть — как без них, но они оперативно решаются.
Что касается проведения конкурсов, я также оцениваю нынешнюю практику их проведения положительно — вопросов по организации этих процедур к КП «Мосгорпечать» нет. Главная задача, которая ставилась перед предприятием, — непредвзятость, четкость и максимальная прозрачность, — соблюдена.
Считаю правильным решение о включении в конкурсную комиссию представителей отраслевого сообщества. Исключение представителей отрасли из процесса отбора вызывало бы домыслы, слухи, неудовольствия и сомнения. Процедурой исключено принятие решения органами власти и возможность какого-то тайного «передела» рынка, чего так изначально боялись действующие участники рынка. Обратите внимание, поступившие претензии и вопросы по конкурсам были не к организаторам, а к справедливости решений, принятых конкурсной комиссией. Напомню, в ее составе половина — уполномоченные представители отраслевых общественных организаций, которые имеют неограниченную возможность знакомиться с заявками, и коллегиально принимают решения. Это новая практика, и она себя оправдала.
Хотела бы также отметить необоснованность страхов о захвате рынка киосковых продаж прессы сторонними компаниями. Уже неоднократно говорилось о том, что среди победителей нет ни одного предпринимателя без опыта работы на рынке продаж прессы. Хотя, вспомните, в свое время все боялись, что на рынок выйдут непрофессионалы «и все скупят». Такого не произошло. Причем все чаще победителями конкурсов становятся не те, кто дает большую цену, а те, у кого больше опыта.
Другой вопрос, что между самими распространителями идет жесточайшая конкурентная борьба. Наверное, это нормально — так и складывается конкурентный рынок, мы не вмешиваемся в этот процесс.
Настораживает то, что в ходе этих конкурентных «войн» распространители «взвинчивают» цены на разыгрываемые лоты. Раз предприниматели дают такие цены, значит, они просчитывают экономику с учетом имеющегося опыта, им виднее. Вряд ли кто-то будет назначать цену, которую не сможет «отбить». Подчеркиваю: цены договоров по итогам торгов определяют сами участники рынка. Нами установлены стартовые цены с максимальным понижающим коэффициентом.
— Такие предприниматели в дальнейшем могут ввести в ассортимент несанкционированные товары — лишь бы только вернуть инвестиции.
— Это запрещено. Есть утвержденный ассортиментный перечень. В рамках КП «Мосгорпечать» действует подразделение мониторинга. На его базе совместно с отраслевым сообществом созданы рабочие группы, проводящие выездные проверки. Все выявленные нарушения фиксируются актами за подписью всех участников проверки, результаты публикуются на сайте. Так что работа киосков, включая представленный в них ассортимент, находится на постоянном контроле, по итогам к нарушителям применяются санкции.
Маршрут объявляется участникам объезда перед его началом и неизвестен для тех, кто подлежит проверке. И, конечно же, проверяются не только новые, но и старые объекты.
— Еще одна волнующая распространителей тема — ввод уже установленных торговых объектов в эксплуатацию, в первую очередь их подключение к электросетям. Как обстоят дела в этом направлении?
— Заказ и установка НТО — функции Департамента торговли и услуг города Москвы. Он заключает договоры с заводами-изготовителями. Конечно, мы находимся в постоянном диалоге и взаимодействии, но процесс установки зависит от многих внешних факторов, в частности, от производственных процессов заводов, от работы префектур и ГБУ «Жилищник». Первоначально был всеми утвержден график установки, впоследствии он скорректировался. Надеемся в июне выйти на согласованный ранее всеми участниками темп. Пока же КП «Мосгорпечать» приостановило объявление новых конкурсов по киоскам до середины июня. В этом нет ничего страшного, следующие конкурсы могут включать более ста объектов. Нам крайне важно, чтобы время с момента заключения договора до момента передачи объекта было максимально сокращено. И поверьте, все наши усилия сейчас направлены на решение этой задачи.
КП «Мосгорпечать» может передать торговый объект предпринимателю только тогда, когда он изготовлен заводом и установлен. Подготовка площадок, установка и подключение идут в необычайно быстрые для города сроки. Хочу отметить слаженную работу и отличное взаимодействие с префектурами, Департаментом топливно-энергетического хозяйства, ГБУ «Жилищник». Темпы подключения к электрическим сетям могу оценить как интенсивные, несмотря на возникающие иногда сложности у коллег по прокладке коммуникаций.
—Тема сокращения количества газетных киосков в городе периодически поднимается на страницах самих печатных СМИ. Как вы можете это прокомментировать?
— Демонтаж старого киоска и установка нового проводятся практически одномоментно. Пока старый киоск не убран, новый мы просто физически не можем поставить. Несмотря на то, что пока установлено меньше киосков, чем разыграно, старые киоски до замены не демонтируются. Так что общий объем газетной розницы в Москве практически не изменился. Мы уже не раз приводили цифры реальных демонтажей, эта работа на строгом контроле.
Информация по демонтажам и установке объектов регулярно публикуется на сайте «Мосгорпечати», где указывается, сколько объектов уже выведено, а сколько устанавливается в настоящий момент.
— Обсуждая проведение конкурсов на киоски прессы, не могу не спросить о неожиданной победе в ряде конкурсов малоизвестной компании «АМО-Пресс», что взволновало рынок и вызвало определенные подозрения, что эта компания каким-то мистическим образом заранее знает о ставках других претендентов…
— По поводу «слива» информации могу заверить: если я или генеральный директор КП «Мосгорпечать» узнаем о подобных действиях со стороны кого-то из сотрудников, он незамедлительно будет уволен. Но подобный факт исключен чисто технически. По информации КП «Мосгорпечать», около 80% заявок подается чуть ли не перед самым вскрытием конвертов: все дружно приходят и также дружно сдают конверты. Так что знать условия заявок заранее невозможно. Если только предприниматели сами не обмениваются информацией…
Кстати, дополнительно отмечу одну тенденцию: если на первых конкурсах участники действительно давали цифры «с большой амплитудой», теперь, когда все поняли, что никакие сторонние компании рынок не захватывают, цифры подаются примерно одинаковые. Отклонения минимальны. Видимо, начали считать экономику и реально оценивать перспективы работы.
— В соответствии с нормами обеспечения населения страны киосками прессы, которые определило Правительство РФ, в Москве должно быть почти 17 тысяч киосков и павильонов прессы.
— Установить можно и 17 тысяч киосков, и 20, и 30. Вопрос не в количестве, а в экономике. Это должна быть рентабельная рыночная история. Подобные нормативы должны иметь под собой основу с точки зрения спроса. В настоящее время мы изучаем указанный документ. По нашим же подсчетам, общее количество точек продажи прессы в городе, с учетом магазинов, заправок, супермаркетов и всех остальных форматов сейчас составляет порядка 6 тысяч.
—На какие проекты и цели будут направлены в этом году силы департамента СМИ и рекламы?
— Первая наша задача — до конца года провести все конкурсы. 2 095 киосков и 474 пресс-стенда — это те заявленные количественные показатели, в направлении которых мы движемся. Этот объем непривычен для города: такого количества точек продаж прессы до момента начала реформы в Москве не было — работающих нестационарных объектов печати насчитывалось, по экспертной оценке и мониторингам АРПП, не более 1 600.
Вторая важная задача — оценить эффективность работы всех новых торговых объектов с учетом рыночных тенденций. Будем внимательно отслеживать и анализировать.
Третье направление — совместно с отраслевым сообществом изучать возможности расширения сети продаж прессы и количественно, и качественно. Возможность для этого есть: вводимые ТПУ, пешеходные зоны, павильонная торговля, сезонная ярмарочная торговля…
Но повторюсь: задача №1 — до конца года провести все торги и установить все запланированные объекты. Здесь многое зависит не только от нашей работы. Департамент со своей стороны делает все возможное для эффективной реализации поставленной задачи в максимально короткие сроки.
6 июня 2016 г.