Как живут татары в Финляндии?
Наш корреспондент побеседовал на эту тему с Рамилем Беляевым –
представителя Мусульманской общины татар Финляндии
(беседа публикуется в изложении)
- Расскажите пожалуйста о себе, как Вы попали в Финляндию, давно ли здесь живете, какие были первые впечатления, отличается жизнь в Финляндии от России?
Мир вам и милость Всевышнего!
Мой путь духовного служения начался еще в родном селе Сафаджай, что находится в Нижегородской губернии. Мы в юном возрасте начали посещать мечеть, которая вновь была открыта тридцать лет назад. Нас тянуло в мечеть, так как это было для нас ново, мы изучали арабские буквы у Альфии ханум Аляутдиновой, дочери имам мечети ныне покойного Абдул Бари хазрата Аллямова. После окончания общеобразовательной школы я поехал на подготовительные курсы в Соборную мечеть Нижнего Новгорода, где в двухнедельный срок подготовился к вступительным экзаменам в Московский Высший духовный исламский колледж. Экзамены был волнительными, так как в приемной комиссии сидел сам муфтий Равил – хазрат Гайнутдин. После успешных испытаний я был принят на обучение. В 2000 году после завершения обучения председателем Духовного управления мусульман Европейской части России (совр. Духовное управление мусульман Российской Федерации) муфтием шейхом Равилем хазратом Гайнутдином я был направлен на работу в мусульманское общество Коломны, где проработал четыре года. В течение этого времени Равиль хазрат также направлял меня в Мусульманскую общину Финляндии на краткосрочные визиты для оказания духовной поддержки татарам Финляндии. После завершения работы предыдущего имама финской общины Абдуррахмана Кайи в 2004 году по представлению муфтия и приглашению общины я был назначен на пост имама-хатыба Мусульманской общины татар Финляндии.
- Что для Вас значит быть мусульманином, какой у Вас был личный путь к вере, как она Вам помогает в жизни, легко ли быть мусульманином в Финляндии и в Европе?
Быть мусульманином совсем не сложно в Европе, так как здесь присутствует широко известное толерантное отношение к мировоззрениям.
Не зря миллионы мусульман из африканских и азиатских стран стараются попасть в европейские страны. В религиозном плане также присутствует наличие свободы.
- В настоящее время в Европе происходит кризис веры, люди отходят от Бога, а что происходит в Финляндии, какие процессы идут в религиозной сфере и какое место в них занимает Ислам?
В настоящее время наблюдается не кризис веры, а кризис духовных институтов. Люди уходят не от веры, а от общин и церквей, так как не находят ответов на свои вопросы. Жизнь меняется очень быстрыми темпами и зачастую духовные институты не готовы отвечать вызовам и соответствовать времени. Относительно Ислама ситуация иная, так как в Исламе нет понятия членства в общине. С другой стороны приток мусульманских беженцев сопутствует увеличению мусульманской составляющей. Именно по этому появляются все больше мусульманских центров, в том числе и в Финляндии.
- Имеет ли место в Финляндии исламофобия, вызванная приездом мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока?
Ярко выраженного неприятия мусульман в Финляндии не наблюдается. Если и есть какие то разговоры, то больше на частном уровне.
- Что, по Вашему, влечет молодых мусульман в Европу: только ли личные материальные мотивы или мы становимся свидетелями нового процесса переселения народов, нового переформатирования мира, когда в результате столкновения разных цивилизационных подходов появится что-то новое?
Думаю, что в первую очередь людьми двигает страх и безнадежность. Страх войны и голода. Люди понимают, что, попадая в Европу, они будут в безопасности и материально защищенными. Ведь не секрет, что беженцам выплачивается материальная помощь, предоставляется кров, еда. С другой стороны в Европе больше шансов устроить жизнь, учиться, получить профессию и устроиться на работу. В результате, как вы правильно отметили, мы наблюдаем новое переселение народов, смешение культур, религий и этносов.
- Некоторые выходцы из России, проживая за рубежом, замыкаются в своих национальных диаспорах, образуя закрытые сообщества, теряя при этом общероссийскую идентичность. А как живет мусульманская община в Финляндии, продолжает ли она чувствовать себя частичкой российского культурного пространства или уже начинается формироваться своя отдельная субкультура с финской спецификой?
Татарская община Финляндии была образована более 150 лет назад и официально зарегистрирована в 1925 году. За столь долгое время неизбежна частичная ассимиляция. По этому здесь уместно говорить о ментальной ассимиляции. При этом нам надо помнить, из какой страны люди уезжали, охваченной революционным пожаром и «красным террором» советская страна грозила лишить как минимум имущества, и как максимум жизни. Несмотря на это татары Финляндии бережно относятся к своим корням, часто посещая татарские села Нижегородской губернии.
- Сейчас идет чемпионат мира по футболу, следят ли финны за его ходом, за кого болеют, как оценивают его организацию? За кого болеют члены общины и Вы лично?
Финны смотрят за футболом. Трудно сказать, за кого болею, так как это приватный вопрос. Лично сам смотрел матчи с российской сборной. Футболисты сборной выступили очень достойно.
Записал Владимир Сергеев