Рамиль Беляев о жизни татарской общины в ФинляндииКак живут татары в Финляндии?
Наш корреспондент побеседовал на эту тему с Рамилем Беляевым
представителя Мусульманской общины татар Финляндии
(беседа публикуется в изложении) 

  1. Расскажите пожалуйста о себе, как Вы попали в Финляндию, давно ли здесь живете, какие были первые впечатления, отличается жизнь в Финляндии от России?

Мир вам и милость Всевышнего!
Мой путь духовного служения начался еще в родном селе Сафаджай, что находится в Нижегородской губернии. Мы в юном возрасте начали посещать мечеть, которая вновь была открыта тридцать лет назад. Нас тянуло в мечеть, так как это было для нас ново, мы изучали арабские буквы у Альфии ханум Аляутдиновой, дочери имам мечети ныне покойного Абдул Бари хазрата Аллямова. После окончания общеобразовательной школы я поехал на подготовительные курсы в Соборную мечеть Нижнего Новгорода, где в двухнедельный срок подготовился к вступительным экзаменам в Московский Высший духовный исламский колледж. Экзамены был волнительными, так как в приемной комиссии сидел сам муфтий Равил – хазрат Гайнутдин. После успешных испытаний я был принят на обучение. В 2000 году после завершения обучения председателем Духовного управления мусульман Европейской части России (совр. Духовное управление мусульман Российской Федерации) муфтием шейхом Равилем хазратом Гайнутдином я был направлен на работу в мусульманское общество Коломны, где проработал четыре года. В течение этого времени Равиль хазрат также направлял меня в Мусульманскую общину Финляндии на краткосрочные визиты для оказания духовной поддержки татарам Финляндии. После завершения работы предыдущего имама финской общины Абдуррахмана Кайи в 2004 году по представлению муфтия и приглашению общины я был назначен на пост имама-хатыба Мусульманской общины татар Финляндии.

  1. Что для Вас значит быть мусульманином, какой у Вас был личный путь к вере, как она Вам помогает в жизни, легко ли быть мусульманином в Финляндии и в Европе?

Быть мусульманином совсем не сложно в Европе, так как здесь присутствует широко известное толерантное отношение к мировоззрениям.
Не зря миллионы мусульман из африканских и азиатских стран стараются попасть в европейские страны. В религиозном плане также присутствует наличие свободы.

Рамиль Беляев о жизни татарской общины в Финляндии

 

  1. В настоящее время в Европе происходит кризис веры, люди отходят от Бога, а что происходит в Финляндии, какие процессы идут в религиозной сфере и какое место в них занимает Ислам?

В настоящее время наблюдается не кризис веры, а кризис духовных институтов. Люди уходят не от веры, а от общин и церквей, так как не находят ответов на свои вопросы. Жизнь меняется очень быстрыми темпами и зачастую духовные институты не готовы отвечать вызовам и соответствовать времени.  Относительно Ислама ситуация иная, так как в Исламе нет понятия членства в общине. С другой стороны приток мусульманских беженцев сопутствует увеличению мусульманской составляющей. Именно по этому появляются все больше мусульманских центров, в том числе и в Финляндии.

  1. Имеет ли место в Финляндии исламофобия, вызванная приездом мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока?

Ярко выраженного неприятия мусульман в Финляндии не наблюдается. Если и есть какие то разговоры, то больше на частном уровне.

  1. Что, по Вашему, влечет молодых мусульман в Европу: только ли личные материальные мотивы или мы становимся свидетелями нового процесса переселения народов, нового переформатирования мира, когда в результате столкновения разных цивилизационных подходов появится что-то новое?

Думаю, что в первую очередь людьми двигает страх и безнадежность. Страх войны и голода. Люди понимают, что, попадая в Европу, они будут в безопасности и материально защищенными. Ведь не секрет, что беженцам выплачивается материальная помощь, предоставляется кров, еда. С другой стороны в Европе больше шансов устроить жизнь, учиться, получить профессию и устроиться на работу. В результате, как вы правильно отметили, мы наблюдаем новое переселение народов, смешение культур, религий и этносов.

  1. Некоторые выходцы из России, проживая за рубежом, замыкаются в своих национальных диаспорах, образуя закрытые сообщества, теряя при этом общероссийскую идентичность. А как живет мусульманская община в Финляндии, продолжает ли она чувствовать себя  частичкой российского культурного пространства или уже начинается формироваться своя отдельная субкультура с финской спецификой?

Татарская община Финляндии была образована более 150 лет назад и официально зарегистрирована в 1925 году. За столь долгое время неизбежна частичная ассимиляция. По этому здесь уместно говорить о ментальной ассимиляции. При этом нам надо помнить, из какой страны люди уезжали, охваченной революционным пожаром и «красным террором» советская страна грозила лишить как минимум имущества, и как максимум жизни. Несмотря на это татары Финляндии бережно относятся к своим корням, часто посещая татарские села Нижегородской губернии.

  1. Сейчас идет чемпионат мира по футболу, следят ли финны за его ходом, за кого болеют, как оценивают его организацию? За кого болеют члены общины и Вы лично?

Финны смотрят за футболом. Трудно сказать, за кого болею, так как это приватный вопрос. Лично сам смотрел матчи с российской сборной. Футболисты сборной выступили очень достойно.

Записал Владимир Сергеев

QR Code Business Card