1 ноября в Белом зале Союза журналистов Москвы состоялся очередной просмотр проектов памятника
Презентацию проектов начал скульптор Виктор Корнеев, представивший несколько вариантов работ. Одна их них изображает ладони, с которых «стекает» поток информации (Руки как источник информации, жизни, творчества). Скульптура водружена на круглый пьедестал из нескольких увеличивающихся в диаметре к основанию плоскостей – точно круги по воде от брошенного камня. Вся композиция рассчитана на ассоциативное мышление зрителя: автор вовлекает зрителя в процесс осмысления заданной темы. Высота проекта с постаментом примерно 2,5 метра (материал: бронза и камень). Второй проект – око-портал (мир), в который смотрит человек (журналист). Он черпает оттуда информацию и затем доносит до людей свой взгляд на события и мир. Находясь на передовой, журналист является своеобразным «объективом», через который мы воспринимаем событие. Фигура повернута к зрителю спиной, что придает композиции некоторую трагичность. Журналист – на переднем плане и как бы защищает зрителя, который находится за его спиной. Примерная высота проекта четыре метра (материал – гранит).
Проект «Памятный знак погибшим журналистам», который представили скульптор Дмитрий Тугаринов и архитектор Антон Воскресенский, представляет собой обелиск из черного гранита с пулевыми сколами. На уровне человеческого роста фронтальная плоскость обелиска украшена бронзовой мемориальной доской, на которую нанесена надпись на русском языке. Для «прочтения» назначения памятника авторы планируют украсить обелиск различной журналистской атрибутикой (кинокамера, фотоаппарат, записная книжка, полевой вещь-мешок и т.д.), выполненной из бронзы в масштабе 2:1. По задумке авторов, площадка под обелиском и вокруг него выполнена из красной породы гранита с вкрапленными бронзовыми листами рукописей, заметок, писем.
Эскизный проект памятника представили скульптор Михаил Дронов и архитектор Михаил Корси. В основе композиции – четыре символических рельефа, расположенных на вертикальных бронзовых плоскостях размером около 2,5х2,5 метра. В плане оси плоскостей с рельефами пересекаются крестообразно под прямым углом, оставляя в центре круга незаполненное пространство. Зритель может передвигаться между бронзовыми плоскостями внутри замощенной грубой гранитной брусчаткой круглой площадки памятника диаметром около семи метров.
На каждой из четырех плоскостей с одной стороны размещен декоративный тематический рельеф, а на обратной стороне – символические композиции в технике тонкого рельефа из имен, обрывков цитат и текстов погибших журналистов, выполненных рукописным и печатным шрифтом. Это позволит превратить бронзовые плоскости и всю пространственную композицию памятника в листы метафизического блокнота, запиской книжки журналиста. В центре композиции авторы проекта предлагают оставить незаполненное пространство как символ «священной пустоты» в знак памяти погибшим журналистам. На выемки в плоскостях можно, например, ставить свечи. Как вариант, в центре композиции можно разместить фигуративную скульптуру. Территорию вокруг памятник можно благоустроить малыми архитектурными формами и скамьями в общей стилистике памятника.
В нескольких вариантах моделей воплотили идею памятника погибшим журналистам скульптор Борис Черствый и художник Юрий Зубенко. По словам авторов, предложенную тему выразить в объеме очень сложно. Поэтому основным символом, который они использовали в создании проектов, было СЛОВО – главное оружие журналиста.
Проект в форме шара. Широко используемый образ шара (планета, солнце, семечко), напоминающий известную печатную головку печатной машинки, в данном случае трактуется как образ информационной «бомбы» (лимонка, граната). От работы этой «печатной головки» зависит то, насколько правдива будет завтрашняя информация, какую реакцию она вызовет в обществе, и за которую журналисты, порой, платят собственной жизнью. Слово – это главное оружие журналиста. Диаметр шара – 1.8 – 2.0 м., материал – бронза. На остальных проектах основной символ – ЛИСТ. Авторы помещают его в пишущую машинку или принтер; заключают в бронзовую арку как символ перехода из одного пространство в другое (перед аркой – площадка для зажженных свечей и лампад); прорезают лист (линия прорези символизирует проклюнувшийся росток, полет человека или птицы). На поверхность листов нанесены тексты об общечеловеческих истинах и ценностях, о правде и ее месте в жизни. (Размеры проектов с Листами от трех до четырех с половиной метров высотой).
Скульптор Кирилл Астахов представил на суд жюри макет памятника погибшим журналистам «Упавший бумажный голубь». Это металлическая конструкцию, выполненная в виде упавшего бумажного голубя, сложенного из газеты по классической формуле (оригами). Текст газеты, из которой сделан голубь. По задумке автора, текст газетного листа, из которого выполнена птица, состоит из одного слова: «ПРЕССА» на различных языках мира, либо на нем размещены первые полосы газет с конкретными статьями и фотографиями погибших журналистов. Размер памятника 3,5- 4 метра. Основанием скульптуры служит на прямоугольный постамент из полированного гранита черного цвета (габро ) высотой 1,2-1,3 метра. Возможен скошенный наклоненный вариант постамента. Конструктивно памятник выполнен из листовой нержавеющей стали (или алюминия) с полимерным покрытием белого цвета с черными надписями.
Изображение своей скульптурной композиции «Свобода слова» прислал Волгоградский скульптор Сергей Щербаков. Изображение представляет собой лист газеты, сложенный в виде птицы (птица – символ свободы) с перебитым крылом. Вся поверхность листа покрыта объемным текстом. Высота памятника – 3,8 метра. Материал – бронза (литье). В основании – гранитная плита с текстом.
Подводя итоги, председатель СЖМ Павел Гусев поблагодарил авторов проектов за участие в конкурсе, отметив, что впервые просмотр принес «больше положительных эмоций». В каждой работе заложены глубокие мысли. Вместе с тем, каждый из представленных проектов требует доработки.
Теперь задача участников конкурса доработать их по замечаниям членов конкурсной комиссии и экспертов.
Из истории конкурса.
Профессия журналиста была и остается одной из самых опасных как в военное, так и в мирное время. С 1991 года при исполнении профессиональных обязанностей погибли более 300 сотрудников российских СМИ, в том числе четверо во время украинского конфликта.
Союз журналистов Москвы еще в 2006 году выступал с инициативой установить памятник российским журналистам, погибшим во время выполнения редакционных заданий как в зонах военных конфликтов и боевых действий, так и при мирных обстоятельствах. Городские власти одобрили это предложение. Однако по ряду причин идея не была реализована.
В 2014-м году СЖМ вновь поднял вопрос по поводу сооружения памятника. Было направлено соответствующее письмо в Комиссию по монументальному искусству при Московской городской думе с предложением установить монумент в районе Арбатской площади (сквер возле кинотеатра «Художественный со стороны улицы Воздвиженки). В октябре 2014 г. комиссия обсудила предложение СЖМ. Члены комиссии единогласно его поддержали. Позднее инициативу СЖМ поддержали депутаты Московской городской думы (Постановление МГД от 13 мая 2015 г. № 93) и мэр Москвы Сергей Собянин (Распоряжение от 19 февраля 2016 года № 71-РМ).
8 июля 2015 года Президиум Союза журналистов Москвы утвердил состав конкурсной комиссии (жюри) и экспертную группу, в состав которых вошли известные скульпторы, архитекторы, искусствоведы и журналисты, представители Правительства Москвы и Московской городской думы, Российского военно-исторического общества. В составе жюри четыре члена президиума СЖМ: Виктор Лошак (председатель жюри), Александр Куприянов, Анатолий Лысенко и Александр Сладков.
Летом 2015 г. был объявлен открытый конкурс проектов памятника погибшим журналистам, который нашел широкий отклик в российском художественном сообществе.
Первые четыре просмотра эскизных проектов проходили в Белом зале Союза журналистов Москвы 20 октября 2015 г, 28 января, 17 февраля и 10 марта 2016 г. В них приняли участие как именитые скульпторы, так и студенты художественных вузов.
Свои работы представили скульпторы Студии военных художников имени М.Б. Грекова, мастерской А.И. Рукавишникова, выпускники Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
Среди участников конкурса действительные члены Российской академии художеств (РАХ) скульптор Александр Рукавишников и архитектор и скульптор Вячеслав Бухаев (СПб), член-корреспондент РАХ Андрей Балашов, Заслуженный художник России Роман Фашаян молодые талантливые скульпторы братья Антон и Михаил Плохоцкие, скульптор Алексей Игнатов и многие другие.
28-30 марта с12.00 по 20.00 почти все работы, демонстрировавшиеся на четырех просмотрах в Белом зале, были представлены на всеобщее обозрение в Выставочном зале Центрального дома архитектора (Москва, Гранатный пер., д. 7). Мы признательны за предоставление зала и неоценимую помощь в организации и оформлении выставки конкурсных проектов генеральному директору Центрального Дома архитектора президенту Союза московских архитекторов Николаю Шумакову и директору экспозиционно-выставочных программ ЦДА Елене Глазковой.
В церемонии открытия выставки, приняли участие депутат заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы РФ Андрей Туманов, первый заместитель руководителя департамента СМИ и рекламы города Москвы Юлия Казакова, руководители СМИ, представители медийного сообщества столицы, благотворители, авторы конкурсных работ.
По словам члена жюри, представителя Департамента культуры г. Москвы Сергея Половинкина, «такого массового конкурса не было в истории столицы». На заключительном просмотре проектов в выставочном зале Центрального дома архитектора демонстрировались 51 конкурсный проект/модель и 20 эскизов на бумаге.
В результате голосования членов жюри и экспертов во второй тур вышли пять скульпторов: Андрей Владимирович Балашов (архитектор Вячеслав Борисович Бухаев); Дмитрий Сергеевич Бунтовских; Алексей Игоревич Игнатов; Александр Иулианович Рукавишников (архитектор Александр Геннадьевич Кочековский); Евгений Геннадьевич Тетерин (архитектор Анатолий Владимирович Челышев, студенты 5-го курса МГАХИ им. В.И Сурикова Софья Маркова & Илья Дружинин). Учтено и мнение посетителей выставки, оставивших свои записи в Книге отзывов. Самое больше количество отзывов получили работы скульптора Михаила Васильевича Баскакова. Он также вошел в число победителей.
В начале апреля на совместном собрании скульпторы и члены конкурсной комиссии выступили с инициативой назвать сквер, где будет установлен памятник журналистам, погибшим при исполнении профессиональных обязанностей, «Сквером журналистов». Президиум СЖМ обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой поддержать эту идею.
Несмотря на огромное количество проектов, которое поступило в адрес конкурсной комиссии на первом этапе конкурса, точка в творческом марафоне еще не поставлена. Конкурсная комиссия продлила конкурс и пригласила к участию в нем новых скульпторов и членов творческих союзов.
На призыв СЖМ откликнулся Союз дизайнеров Москвы. 3 октября в Интернет-галерее Союза дизайнеров Москвы на ул. Песчаной состоялся просмотр пяти моделей. Отметив некоторые удачные находки в выражении идеи, в целом, члены конкурсной комиссии отметили, что ни один из представленных проектов не может стать моделью будущего памятника. Повторно свои доработанные по замечаниям экспертов модели дизайнеры представят 6 декабря с.г.
Кроме того, в адрес СЖМ поступили эскизы проектов памятника от скульпторов, которые рассмотрены в Белом зале СЖМ 1 ноября.
Всего на суд экспертов и членов жюри, которое возглавляет член президиума СЖМ, известный российский журналист Виктор Лошак, в общей сложности представлено около 80 конкурсных проектов и эскизов будущего памятника.
Следует отметить, что конкурс идет «тяжело». Несмотря на огромное количество проектов, ни один, даже из вышедших в финал проектов, «в чистом виде» не может служить моделью для будущего памятника.
Конкурс проектов продлен до 31 декабря 2016 года. Участникам конкурса нужно учитывать, что памятник будет установлен в самом центре Москвы, где ежедневно проходят десятки тысяч москвичей и гостей столицы. Он должен не только привлекать внимание людей, но и быть понятным каждому без объяснений.
В ближайшее время на месте установки памятника будет установлена закладная доска с надписью «Здесь будет установлен памятник журналистам, погибшим при исполнении профессиональных обязанностей».
***
Памятник сооружается на средства редакционных коллективов, издательских домов, спонсоров и партнеров СЖМ и пожертвований граждан. В связи с этим Союз журналистов Москвы открыл счет в Сбербанке России для перечисления средств на сооружение монумента.
Первыми благотворительный взнос сделали коллективы газет «Комсомольская правда», «Российская газета», «Вечерняя Москва», «Коммерсантъ», «Парламентская газета», «Аргументы и факты», «Сельская жизнь», ГРК «Радио России», журнала «Мужская работа»; коллектив Истринского Информагентства (Московская область); политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), Страховое акционерное общество «ВСК», Благотворительный фонд «САФМАР».
Первыми среди журналистов благотворительный взнос сделали члены СЖМ ветеран журналистики, участник Великой Отечественной войны Лев Корзун, заместитель главного редактора журнала «Мурзилка» Ирина Антонова, заместитель главного редактора газеты «Пионерская правда» Тамара Кузнецова.
А коллектив газеты «Московский Комсомолец» организовал целую акцию по сбору средств для памятника погибшим журналистам, организовав в «Гнезде глухаря» благотворительный концерт в поддержку возведения в Москве монумента.
Для тех, кто хочет сделать благотворительный взнос на сооружение памятника, сообщаем реквизиты Общественной организации «Союз журналистов Москвы»:
ИНН 7704104256 КПП 770401001
Банк получателя:
Московский банк СБЕРБАНКа РОССИИ г. Москва
Расчетный счет: 40703810338170100663
Корреспондентский счет: 30101810400000000225
БИК: 044525225
Назначение платежа:
Пожертвование на создание в Москве памятника «Российским журналистам, погибшим при исполнении профессиональных обязанностей».
1 ноября 2016 г. на конкурный просмотр представлены работы (Фото Ольги Давыдовой и авторов проектов)