А120 июля 2016 г. в Союзе журналистов Москвы состоялось заседание круглого стола по теме «Розничные продажи прессы в Москве накануне парламентских выборов»

В заседании приняли участие: А.Н. Абросимов – корпоративный директор по распространению ООО «Хёрст Шкулёв Медиа», А.В. Авдонин – генеральный директор ООО «ИД «Мир новостей медиа», Е.Е. Дзулая – коммерческий директор АРП «Тверская, 13», А.Б. Игнатьева – генеральный директор ЗАО «Пресса для всех», Е.Г. Капустина – генеральный директор КП «Мосгорпечать», Ю.А. Крылова – директор по розничному распространению ЗАО «ИД «Аргументы и факты», Д.В. Мартынов – президент НП «АРПП», Е.О. Мосолова – директор по распространению ОАО «Издательство газеты «Вечерняя Москва», А.В. Оськин – председатель правления НП «АРПП», В.Г. Паргентанян – генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ», Я.В. Полюхович – исполнительный директор НП «АРПП», М.М. Прохорова – генеральный директор ООО «Юнисервиспресс», Т.В. Романова – директор Департамента развития ЗАО «АРИА-АиФ», С.А. Тищенко – руководитель московского представительства завода «МПК-Сталь» г. Малоярославец, С.В. Толстов – заместитель генерального директора КП «Мосгорпечать», А.В. Федотов – генеральный директор ООО «ХК «Сегодня-пресс», Л.В. Щербина – первый секретарь Союза журналистов Москвы и другие издатели газет, распространители прессы, эксперты рынка, журналисты.

А4Заседание круглого стола открыл председатель Правления АРПП А.В. Оськин. Он попросил присутствующих почтить минутой молчания память журналиста Павла Шеремета, погибшего в этот день от теракта в Киеве. Далее А.В.Оськин проинформировал собравшихся коллег о том, что в стране идет активная подготовка к парламентским выборам, и центральное место в ней занимает Москва. Очень важная роль в этом подготовительным процессе отводится прессе, а особенно ежедневным газетам и деловым журналам. Именно эти издания, по словам докладчика, помогут гражданам России определиться с выбором в дальнейшем голосовании. Он рассказал, что в столице продолжается реформирование системы распространения печатной продукции, старые киоски меняются на новые модели, но москвичам все сложнее становится приобретать свежие газеты. Многие старые киоски печати, отметил А.В.Оськин, вывозятся безвозвратно, некоторые торговые объекты подолгу ждут своей замены, отучая покупателей от привычных мест продаж печатной продукции. А ежедневные издания становятся для москвичей дефицитным товаром. Докладчик рассказал, что в отличие от столицы, во многих регионах страны, наоборот, уделяется огромное внимание замене старых киосков прессы на просторные павильоны, в которых покупателям очень комфортно приобретать не только свежую прессу, но и книги, товары повседневного спроса, услуги. Он сказал, что в преддверии парламентских выборов пресса в Москве должна быть в широком доступе, буквально «на расстоянии вытянутой руки», но пока, к сожалению, в столице происходит обратный процесс.

Далее с докладом выступил президент АРПП Д.В.Мартынов. Он сообщил, что количество киосков прессы в Москве неуклонно сокращается и привел данные о динамике сокращения числа киосков, а также доли киосков прессы на рынке розничного распространения периодики в Москве продаж ежедневных газет в последние годы. По данным распространителей, сообщил Д.В.Мартынов, за последние три года продажи ежедневных газет в целом по Москве упали на 50%, а в некоторых центральных районах (в пределах Садового кольца) этот показатель доходит до 80%. В рамках начатой московским правительством в 2014 году реформы системы розничного распространения прессы, сказал Д.В.Мартынов, была утверждена новая схема размещения НТО со специализацией «Печать».

А2В результате договоры с префектурами на размещение киосков не продлеваются, существующие киоски демонтируются, новые торговые объекты на эти места не устанавливаются. АРПП неоднократно выступала с предложениями, направленными на увеличение точек продаж прессы в столице.  Эти предложения содержались в многочисленных обращениях в различные инстанции, в разработанной Ассоциацией «Концепции развития розничного распространения периодической печати в Москве на период до 2020 года». Д.В. Мартынов отметил, что исчезновение киосков прессы в столице вызывает очень большое сожаление. Москва всегда была лидером по количеству торговых объектов печати в стране, но в настоящий момент похвастаться ни количеством киосков прессы, ни новыми технологиями в области распространения печатных СМИ столица уже не может. Таким образом, сообщил он, в Москве не выполняется поручение Президента РФ В.В.Путина по поддержке малого и среднего бизнеса. Д.В.Мартынов подчеркнул, что необходимо значительно увеличить общее количество киосков, особенно в период перед парламентскими выборами, когда информированность граждан напрямую будет влиять на политическое устройство страны. 

Л.В.Щербина с сожалением сообщила о том, что в этом году власти Москвы запретили в День города проводить Фестиваль прессы на Пушкинской площади, где он ежегодно проводился на протяжении десяти лет. В этот день любой житель и гость столицы мог на льготных условиях подписаться на любое периодическое издание. 

А.В.Федотов напомнил присутствующим, что кроме киосков печати на улицах Москвы также закрылись автоматы по продаже печатной продукции и торговые точки, реализующие прессу в московском метрополитене. Ни для кого не секрет,  сказал докладчик, что на тот момент, когда в метро работали точки по продаже прессы, довозить издания приходилось по 2-3 раза в день, настолько большими были продажи печатных изданий. Теперь москвичи лишены возможности приобретать прессу и в метро. А.В.Федотов сообщил, что ставки платы за осуществление торговой деятельности прошедшего недавно аукциона по торговым точкам в подуличных переходах московского метрополитена настолько высоки, что превышают в 3-4 раза реальную возможность павильона прессы по выручке. Он сказал, что необходимо учесть тот факт, что эти торговые точки будут торговать только печатной продукцией, в них будут запрещены к реализации другие товарные группы, следовательно, розничные цены на печатную продукцию в подуличных переходах будут очень высокими. Докладчик рассказал, что по причине дороговизны платы за осуществление торговой деятельности его предприятие принимало участие в конкурсах на право осуществления торговой деятельности только по 8 киоскам в то время как у предприятия ранее имелось 47 таких торговых объектов. Как подчеркнул А.В.Федотов, с такими высокими ставками экономически выжить могут только эти киоски. Он также отметил, что новая Схема размещения киосков печати в столице составлена странным образом – в неё вошли киоски, которые были закрыты по причине нерентабельности еще 5-10 лет назад. А теперь на этих местах вновь будут устанавливать новые торговые объекты со специализацией «Печать», что попросту логически необъяснимо. «Государство должно прекратить душить распространительский бизнес», – такими словами закончил своё выступление А.В.Федотов.

А3Затем генеральный директор КП «Мосгорпечать» Е.Г.Капустина рассказала о задачах, которые стоят в настоящее время перед казённым предприятием. Она сообщила, что в столице на 2016 г. утвержден график установки новых киосков прессы. Реорганизация мелкорозничной торговли в текущем году, по словам Е.Г.Капустиной, будет проходить очень динамично. В течение всего года запланирована установка 1613 киосков по продаже прессы и 236 пресс-стендов. Учитывая, что количество предполагаемых к размещению торговых объектов гораздо больше, их число может возрасти до 2095 штук. Как сообщила Е.Г.Капустина, этап согласования установки каждого торгового объекта Департаментом СМИ и рекламы проходит в течение 47 дней с семью органами исполнительной власти и не всегда эта процедура увенчивается успехом. В случае отказа одного из органов власти в согласовании приходится дорабатывать схему размещения торгового объекта или полностью менять место его дислокации. Она перечислила множество районов города, где согласование киосков и пресс-стендов проходит очень сложно по вине Советов депутатов муниципальных органов. Е.Г. Капустина сообщила, что в ближайшее время состоится аукцион, на котором будут разыграны около 40 торговых мест на 33 станциях московского метрополитена.

А5А.В.Авдонин заметил, что московская торговля прессой не раз переживала реорганизацию, но такого заметного падения тиражей не было никогда. Сегодняшнее падение продаж очень ощутимо для издателей. Даже перенос киоска с одного привычного места на другое, пусть даже и недалеко, уже создает проблемы в реализации печатных изданий. Он сообщил, что из центра города некоторые киоски исчезли навсегда, «ручники» доживают свой век, пресс-стенды, которые должны были появиться на улицах города в начале июля, пока не начали работать, хотя первый этап конкурса по ним уже состоялся. Докладчик обратился к представителям казённого предприятия с просьбой не проводить новые конкурсы на право осуществления торговой деятельности в киосках специализации «Печать» до тех пор, пока не будут установлены и переданы предпринимателям разыгранные в предыдущих конкурсах торговые объекты. А.В.Авдонин предложил еще раз обратиться к властям города с просьбой установить вместо киосков удобные павильоны по продаже печатной продукции, а также предусмотреть для них возможность льготной ставки платы за осуществление торговой деятельности. Он попросил представителей казённого предприятия провести экспериментальную торговлю на пресс-стендах, задействовав небольшое количество данных конструкций, чтобы понять, пригодны ли они для современной торговли прессой или нет.

В.Г.Паргентанян сообщил присутствующим, что в связи с реорганизацией системы распространения прессы в Москве предприятие, которым он управляет, и которое работает уже второе десятилетие, сократилось за последний год на 62 рентабельных киоска. В этой связи ЗАО «АРИА-АИФ» теряет ежемесячно около 9 млн. рублей. Он привел пример длительной замены торгового объекта, когда по требованию управы вывоз старого киоска по адресу Проспект мира, вл.84 был осуществлен в начале апреля с.г., а установка на его месте нового торгового объекта состоялась только в середине июля. Он призвал власти города создать нормальные возможности для развития распространительского бизнеса и не разрушать привычный процесс, созданный годами. Кроме того, В.Г.Паргентанян попросил уравнять правила реализации товара в новых киосках печати, где продаваемая продукция у некоторых частных предпринимателей не всегда соответствует утверждённому ассортиментному перечню. Он отметил, что реализации прессы в новых киосках очень мешают соседствующие рядом ручники, которые отнимают львиную долю выручки у киоскера, работая на сегодняшний момент в городе без разрешения на торговлю. «Я пытаюсь сохранить свое предприятие, что в таких сложных условиях реформирования рынка распространения столичной прессы очень проблематично. Нам нужна разумная система распространения прессы в столице, которая должна все-таки определить, что мы делаем – распространяем информацию или просто занимаемся торговлей» – сказал В.Г. Паргентанян.

Руководитель рабочей группы АРПП А.Б.Игнатьева проинформировала присутствующих о том, что два года назад отраслевым сообществом были разработаны 10 типов киосков, удобных для торговли прессой. К сожалению, ни один из предложенных торговых объектов не был утверждён московским правительством для установки в городе. Новые установленные киоски, сообщила она, не очень удобны для работы киоскера, в некоторых их типах выкладка полного ассортимента печатной продукции невозможна. А.Б.Игнатьева также сообщила об очень медленной передаче разыгранных на конкурсе киосков от КП «Мосгорпечать» предпринимателям. Она с сожалением отметила, что из 91 выигранного её предприятием киоска прессы передано только 34 торговых объекта, при этом 104 старых НТО уже вывезено по требованию управ. Как подчеркнула А.Б.Игнатьева, разрыв между вывозом старого киоска и установкой на его месте нового торгового объекта огромный, и этого впредь нельзя допускать, особенно в преддверии парламентских выборов. Она также отметила, что будущее за павильонами прессы, и тут же привела пример: её предприятие два года назад устанавливало на Проспекте мира экспериментальный павильон по продаже прессы, который очень нравился покупателям, но почему не заинтересовал власти города. 

Т.В.Романова рассказала о судьбе киоска печати, установленного в самом центре города в 1996 году по адресу Каретный ряд, вл.5. Этот киоск долгие годы находился в том месте, где поток покупателей всегда был непрерывный, благодаря чему торговый объект был всегда рентабельным. В 2012 году киоск был обновлён на современную модель, но, проработав 2,5 года, по требованию управы в связи с реорганизацией торговый объект был вывезен. В настоящее время, отметила докладчик, теперь в радиусе 2-3 километров нет ни одного торгового объекта по продаже прессы. Т.В.Романова также сообщила, что для распространителей прессы киоск типа «Мороженое» площадью всего 6 кв.м. очень неудобный в использовании.

Е.О. Мосолова поделилась с присутствующими своим мнением о замене старых киосков прессы на новые торговые объекты, подчеркнув, что замена киосков – действительно длительный процесс. Она сказала, что киоски типа «Французский» – самые подходящие для продажи прессы, так как они вмещают большой ассортимент печатной продукции, в них очень удобная выкладка, и покупатель может в свободном доступе полистать и купить понравившееся издание. 

С.А.Тищенко поддержал предыдущего оратора и рассказал о преимуществах новых киосков типа «Французский», которые выпускает  завод МПК «Сталь», расположенный в городе Малоярославец. Он отметил, что киоски выполнены из качественных материалов, благодаря чему торговые объекты прослужат распространителям много лет. 

В дискуссии приняли участие и другие представители медиаотрасли, присутствовавшие на заседании. На мероприятии единогласно была выражена готовность оказывать максимальное содействие казённому предприятию «Мосгорпечать» в решении текущих оперативных задач.

По итогам состоявшегося обмена мнениями участники круглого стола сформулировали ряд конкретных предложений в адрес Департамента СМИ и рекламы и КП «Мосгорпечать», куда в ближайшее время будут направлены соответствующие письма.

Большой фоторепортаж о мероприятии можно посмотреть по ссылке.  

АРПП 120Пресс-служба
21 июля 2016 г. 

QR Code Business Card