8 октября в отеле «Аэростар» в рамках осенней сессии мероприятий ГИПП прошла конференция «Холдинги муниципальной прессы: опыт, механизмы, решения». Впервые у издателей государственных СМИ из разных регионов страны была возможность представить свой издательский дом или холдинг и детально обсудить механизмы их работы.
Окрыли мероприятие президент Союза издателей «ГИПП» Сергей Моисеев, начальник отдела периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Светлана Дзюбинская и модератор конференции, исполнительный директор ГИПП Елена Шитикова.
Одним из событий конференции стал доклад «ГосСМИ вымрут как мамонты?» регионального директора ЗАО «АиФ» Андрея Никитина. Говоря о региональных СМИ, в качестве положительного примера он привел информационно-издательский холдинг «Сахамедиа». Генеральный директор республиканского информационно-издательского холдинга Кирилл Алексеев в формате онлайн-включения также принял участие в конференции. Он поделился опытом создания конвергентной редакции в регионе:
– Не скажу, что конвергенция у нас полностью победила, но, по крайней мере, у нас создана единая новостная служба – теперь в газетах нет новостных отделов, все новости и для сайта, и для газет готовит ЯСИА. Введен в функционал мультидеск, в котором участвуют редакторы всех изданий, а также коммерческая и рекламная службы. Мы на пути к созданию современной корпоративной модели.
Коллеги из других регионов активно задавали вопросы, в частности, они интересовались, как обстоят дела с подпиской и доставкой газет внутри региона:
– Проблемы есть, и связаны они как с изменившимися реалиями жизни, так и с непростой экономической ситуацией. Особенно это касается доставки газет – в Якутии этот вопрос стоит остро, как ни в каком другом регионе России. Плохая логистика, высокая стоимость доставки ведут к снижению подписных тиражей. Однако руководство холдинга ищет пути решения проблемы. Так, благодаря сотрудничеству с «Почтой России» удалось добиться того, чтобы тиражи падали не так стремительно, как это происходит в некоторых других субъектах, – прокомментировал ситуацию Кирилл Алексеев.
Особенностями управления холдинга в регионе также поделились коллеги из Башкортостана: Фаил Фатхтдинов, директор и главный редактор издательства «Кызыл тан» рассказал о деятельности и направлениях развития издательства. Газета «Кызыл тан» издается с 1918 года и является изданием на татарском языке с огромным историческим прошлым. Сегодня и там поэтапно выстраивается мультимедийная модель конвергентной редакции. Сайт работает на русском и татарском языках, идет доработка английской версии. Мультимедийный контент – видео, аудио, фото и инфографика – все адаптировано под мобильные платформы.
Конвергенция привела к слиянию достаточно отдаленных и разобщенных СМИ: с 2003 года издательство «Кызыл тан» издает журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Аллюки». Производя один материал, журналисты редакции адаптируют контент и для газеты, и для сайта, и для детского журнала, что в своем роде является уникальным примером многозадачности современного сотрудника редакции.
В связи с падением рекламного рынка и сокращением бюджетного финансирования, издательство стало искать другие источники дохода и открыло дополнительные виды деятельности: выпуск книжной продукции, изготовление и сопровождение сайтов для предприятий, организация театрально-зрелищных культурных мероприятий. Такой опыт вызвал особый интерес у участников конференции.
Не менее успешным примером поделился Денис Дубов, генеральный директор и главный редактор холдинга «Аквилон» из Крыма. Он рассказал, как первый выпуск газеты «Аквилон», подготовленный небольшими средствами, но на энтузиазме, оказался невероятно востребован читателями и сегодня получил государственное финансирование и приток рекламодателей.
Особый интерес участников конференции вызвал опыт районных газет Воронежской и Тульской областей. Развитие изданий в рамках холдинга способствовало значительным изменениям в создании контента и его распространении по различным каналам.
Опыт, которым делились издатели, еще раз показал, что кризис является не катастрофой, а толчком к развитию. Так, в большинстве ИД и холдингов именно в непростой ситуации с тиражами и в связи с провальной подписной кампанией пришла идея о создании собственной системы распространения. Первый опыт такой службы представили коллеги из Тулы – директор издательского дома «Пресса 71» Лариса Прошина.
По завершению конференции участниками была подготовлена резолюция, содержание которой определяет основные направления развития региональных СМИ. Издатели из различных регионов России выразили надежду, что подобное мероприятие станет ежегодным, ведь сотрудники муниципальных холдингов нуждаются в отраслевых мероприятиях не меньше, а может быть и больше других коллег по отрасли.
Источник: Союз издателей «ГИПП»
13 октября 2015 г.