Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone
Российские туристы любят отдыхать в Чехии: знаменитые чешские курорты, многочисленные средневековые замки и памятники, прекрасная кухня давно и заслуженно пользуются популярностью у россиян. Для многих туристов путешествие в Чехию начинается с полёта на лайнере авиакомпании «Чешские авиалинии» (ČSA Czech Airlines) – одной из старейших авиакомпаний мира.
Предлагаем нашим читателям небольшую историческую справку о создании авиационного моста дружбы, 80 лет назад соединившего Прагу и Москву…
16 мая 1935 года Чехословакия и СССР подписали межгосударственный договор об авиационном сообщении между столицами двух государств, а уже 9 сентября авиакомпания «Чехословацкие авиалинии» (ČSA Československé aerolinie) выполнила первый испытательный рейс из Праги в Москву.
Коммерческое авиационное сообщение между Москвой и Прагой было открыто для публики 1 сентября 1936 года, когда в чешском аэропорту Кбели (Kbely) приземлился самолет авиакомпании «Аэрофлот» «ANT-9», зарегистрированный под номером URSS-M26.
На следующий день – 2 сентября, самолёт «Airspeed Envoy AS-6» с регистрационным номером OK-BAL компании «Чехословацкие авиалинии» выполнил первый регулярный коммерческий рейс из Праги в Москву. Преодолев за 10 часов полёта расстояние в 2439 километров и совершив пять промежуточных посадок в Ужгороде, Клуже (Cluj), Яссах (Iaşi), Киеве и Брянске, самолет совершил посадку в московском аэропорту «Тушино».
Первым рейсом из Праги в Москву прибыли 4 коммерческих пассажира, а также генеральный директор авиакомпании «Чехословацкие авиалинии» Франтишек Сточес (František Stočes) и секретарь компании Вилем Бауер (Vilém Bauer). Экипаж состоял из штурмана Бедржиха Соукупа (Bedřich Soukup), бортинженера Владимира Чадского и главного пилота авиакомпании – легендарного Карела Брабенеца (Karel Brabenec), пилотировавшего первый исторически рейс авиакомпании из Праги в Братиславу 29 октября 1923 года.
Самолет «Airspeed Envoy», оснащенный чешскими двигателями «Walter», достигал максимальной скорости 300 км/ч и был не только самым скоростным Союза журналистов Москвы во флотилии авиакомпании, но и первым лайнером с убирающимися шасси.
Полёты между Прагой и Москвой в 1936 году осуществлялись два раза в неделю до конца летнего лётного сезона – 31 октября, когда сообщение было приостановлено до начала летнего сезона 1937 года.
В 1936 году авиакомпания «Чехословацкие авиалинии» обслуживала регулярные рейсы по 11 зарубежным и 9 внутренним направлениям, а общая протяженность маршрутов составляла 6282 километра. Авиационный персонал компании состоял из 12 пилотов и 7 радистов.
Вскоре после начала регулярного сообщения между Прагой и Москвой в авиакомпании «Чехословацкие авиалинии» появились первые стюардессы, а пассажирам стали предоставлять возможность заранее заказывать питание в салон самолета.
С лета 1937 года авиакомпания стала выполнять рейсы из нового аэропорта Прага-Рузине (Prague–Ruzyne). Техническая концепция пражского аэропорта, разработанная инженером Адольфом Бенешем (Adolf Benš), в 1937 году была удостоена золотой медали и диплома Всемирной выставки искусства и техники в Париже (Arts et Techniques dans la Vie modern).
Маршрут между Прагой и Москвой был первым, по которому после Второй мировой войны было возобновлено регулярное гражданское авиационное сообщение: 4 августа 1945 года в аэропорту Прага-Рузине совершил посадку самолет авиакомпании «Аэрофлот», следовавший по маршруту Москва – Минск – Варшава – Прага.
В 1955 году авиакомпания «Чехословацкие авиалинии» возобновила рейсы из Праги в Москву, до 8 декабря 1957 года выполняя их на турбовинтовых самолетах «Ил-12Б» с промежуточной посадкой в Вильнюсе.
12 октября 1956 года авиакомпания «Аэрофлот» начала использовать на маршруте Москва – Прага – Москва реактивные самолеты, а 9 декабря 1957 года компания «Чехословацкие авиалинии» выполнила первый полёт из Праги в Москву на реактивном самолете «Ту-104А». Таким образом, авиационный маршрут между Москвой и Прагой стал первым в мире направлением, на котором эксплуатировались исключительно реактивные самолеты, а компания «Чехословацкие авиалинии» – одной из первых авиакомпаний мира, начавшей эксплуатировать реактивные самолеты в гражданской авиации.
20 августа 1960 года московский аэропорт «Шереметьево» впервые принял самолёт авиакомпании «Чехословацкие авиалинии» (ČSA Československé aerolinie), выполнявший регулярный рейс по маршруту Прага – Москва – Прага. С тех пор аэропорт «Шереметьево» является постоянной воздушной гаванью флагманской авиакомпании Чешской республики в Москве.
С октября 2012 года базовый аэропорт авиакомпании «Чешские авиалинии» (ČSA Czech Airlines) Прага-Рузине носит имя Первого президента современной Чехии – Вацлава Гавела (Letiště Václava Havla Praha).
За последние 20 лет авиакомпания «Чешские Авиалинии» выполнила 32 189 рейсов по маршруту Прага – Москва – Прага, преодолев между чешской и российской столицами расстояние в 114 547 837 километров, которое в 2858 раз превышает окружность земного шара по экватору!
По материалам, предоставленным Пресс-секретарём авиакомпании «Чешские Авиалинии» (Czech Airlines)
господином Даниелем Шабиком (Daniel Šabík).
Благодарим за предоставленные фотографии и помощь, любезно оказанную при написании статьи,
директора авиакомпании «Чешские Авиалинии» (Czech Airlines) в РФ и странах СНГ господина Йиржи Свободу (Jiří Svoboda)
и менеджера по маркетингу авиакомпании «Чешские Авиалинии» (Czech Airlines) госпожу Валерию Ященко.