Медийное пространство стран СНГ
Президент РФ Владимир Путин предложил коллегам по Евразийскому Экономическому союзу (ЕАЭС) варианты развития интеграционных процессов в рамках регионального объединения. «Весьма перспективной представляется идея создания Единого информационного пространства, предложили бы комиссии подготовить соображения на этот счет», – сказал глава РФ на заседании Высшего Евразийского экономического совета 31 мая 2016 года в Астане. Однако, как стало известно, его инициатива не нашла поддержки со стороны стран-участниц Евразийского экономического союза.
Но ведь это не только общий рынок СМИ, но совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Ситуация, которая складывается в информационном пространстве ЕАЭС в целом и в регионе Центральной Азии в частности, крайне неоднородна. Потребность в формировании единого пространства не только ощущается. Более того – выглядит целесообразной. Очевидно, что движение в этом направлении было бы позитивным фактором, ибо оно, несомненно, способствует экономическому взаимодействию, общению людей, восстановлению прерванных связей. Пока же все попытки активизировать этот процесс оказались мало результативными. Причин, на мой взгляд, две. Они тесно взаимосвязаны. Первая – далеко не все граждане в каждой из стран региона могут «принимать» Интернет из России. Нет равного доступа к телевизионным российским программам. Мы прекрасно понимаем, что Россия является более сильным носителем информации, причем самой разной, самой противоречивой. В России показывают программы, посвященные странам Центральной Азии (ЦА), которые отнюдь не всегда устраивают и отнюдь, не всегда благоприятны для местных элит. В этом-то состоит проблема. Не секрет, что национальные политэлиты опасаются, что под видом формирования единого информационного пространства Москва – как наиболее могучий игрок на этом поле – начнет насаждать собственную идеологию, формировать выгодные ей взгляды и предпочтения у граждан независимых государств Центральной Азии.
Второе: русский язык постепенно перестает занимать доминирующее положение в Содружестве в качестве языка общения. Его место постепенно занимает английский. Молодежь из стран ЦА предпочитает получать образование в Европе или Китае и все меньше в России. Причин здесь несколько. Однако главная пока финансовая. Обучение в России для иностранных студентов гораздо дороже, нежели в странах Европы или в Китае. Но и о разрыве связей с России речи пока не идет. Поскольку перед странами региона стоят общие вызовы и угрозы. Это и трансграничная преступность, терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция, сепаратизм, экстремизм, бедность, этнические конфликты… Каждый из нас легко продолжит этот печальный список. Вряд ли кто станет спорить с тем, что противостоять этим бедам следует совместно. А для этого должны быть созданы действительно ОБЩИЕ и действительно НЕЗАВИСИМЫЕ от властей той или иной страны СМИ – электронные, а возможно, и печатные. Это важная общественная задача. Говорят: кто платит, тот и заказывает музыку. Именно поэтому содержать такие СМИ должна не власть (даже на паритетных началах – телекомпания «МИР») и не олигархи. Платить должно общество. Вернее – общества стран, в которых действуют, распространяются, транслируются эти СМИ. Для достижения этой цели целесообразно создание единого общественного Фонда с соответствующей деятельностью. Реализация такого проекта могла бы стать хорошим примером истинной свободы слова. В рамках единого информационного пространства такой пример мог бы быть весьма заразительным.
Кроме того, для формирования медийного рынка в Центральной Азии, повышения технологического уровня телекоммуникационного пространства очень актуально наладить сотрудничество между СМИ и обмен оперативной новостной информацией. Необходимо начать подготовку квалифицированных кадров в рамках региональной медиаорганизации, а также создать своеобразный центрально-азиатский медиаальянс с поддержкой той или иной международной структуры, имеющей свои интересы в регионе по уже существующим моделям европейского сотрудничества и интеграционных мероприятий, в т.ч. в коммуникационной сфере. Реализация даже небольшой части предложений подобного характера означала бы предметное сотрудничество в гуманитарной сфере – то есть на том поле, о котором говорится очень много, но делается меньше, чем с области экономики и политики. Между тем время, когда «гуманитарка» жила по так называемому «остаточному принципу», словно сельские клубы в советской глубинке, давно миновало. Если не поймем этого, не предпримем конкретных шагов навстречу друг другу – последствия окажутся негативными для всех нас.
Виктория Панфилова,
обозреватель «Независимой газеты»
11 ноября 2016 г.