Все время, пока шло строительство БАМа, по нему ездил агитпоезд «Комсомольская правда». «КП» дозвонилась до его первого начальника Евгения Словецкого
– Как вообще родилась идея запустить железнодорожный состав, да еще с названием «Комсомольская правда»?
– Это было решение XVII съезда комсомола. Я как инструктор отдела пропаганды ЦК ВЛКСМ участвовал в его подготовке. И вот когда на БАМ направили первый отряд молодых строителей, решили пустить и ударный комсомольский поезд.
– Тогда кто был первый секретарь ЦК ВЛКСМ?
– Евгений Тяжельников.
– Это его была идея?
– Думаю, прежде всего его. С самого начала и до проводов агитпоезда на БАМ он был с нами. Уехали в 3 часа 40 минут утра с Ярославского вокзала.
– А чего ночью-то?
– Да так нас поставили в график движения. А мы должны были еще собрать вещи, литературу, фильмы, работников в полном составе…
СТУДЕНТЫ-ХУДОЖНИКИ РАСПИСАЛИ ВАГОНЫ
– И еще надо было на вагонах написать размашисто – «Комсомольская правда»?!
– Конечно. Но это было еще до отправки. Мы связались со Строгановским худучилищем, там среди ребят объявили конкурс на лучшие эскизы. И к моменту отправки наш состав уже был полностью раскрашен. Очень симпатичный получился.
– А сколько всего вагонов было в «Комсомолке»?
– В первом составе – 6.
– Так мало?
– Мы отправлялись в неизвестность. Даже не знали, сколько просуществуем.
– Кто был пассажиром первой железнодорожной «Комсомолки»?
– Из известных спортсменов был у нас Альберт Шестернев, футболист знаменитый, капитан сборной СССР, Олег Видов, заслуженный артист, композитор Владимир Шаинский, поэт Михаил Пляцковский, художественные коллективы из Воронежа, Краснодара…
ПЕРВАЯ РАБОТА БУДУЩЕГО ГЛАВРЕДА
– А кто из журналистов был?
– Сначала никого. А в 1976-м к нам Володя Сунгоркин присоединился, первый постоянный бамовский спецкор! Он так по-настоящему к нам пришел, основательно и надолго.
– Вы помните этот момент?
– Конечно. Я получил письмо от главного редактора «Комсомольской правды», что к нам направляется выпускник Дальневосточного университета. Это было первое место работы Володи.
Но на остановках он все время исчезал. Выезжал на встречи со строителями. В любое время суток.
– Сунгоркину тогда было где-то 22 года. Его даже как-то сравнивали с Павкой Корчагиным, который узкоколейку строил… (Правда, сам Сунгоркин нас бы за это сравнение не похвалил…)
– Могу только подтвердить, что Володю, как и Павку из «Как закалялась сталь», отличало стремление быть первым. Вот представьте – «Комсомольская правда» идет по тайге – и тут рельсы заканчиваются. Бригады строителей – вперед! И Сунгоркин – с ними!
– Он, когда стал главным редактором всей «Комсомолки», и с газетой то же самое делал!
– А когда приезжал туда, куда еще не добрался наш агитдесант, он каким-то чудом выходил с нами на связь: «Всем привет горячий! Я там-то! Лекторы, артисты – айда сюда!»
– Что еще запомнилось?
– Ну, Володя – в 2-местном купе жил. Одевался, как и все, – в полушубок. Не отличался от нас ничем.
– Валенки носил?
– Да. Потому что морозы были за 50. Где о рельсах еще и речи не велось, летали на вертолетах…
– Вы случайно не выпивали в агитпоезде?
– Что ты! Как выпивать, если мы все время в движении? Работа круглосуточная, иногда группы выезжали на встречи и концерты с утра, целый день в разъездах, потом – вечерние выступления, возвращались за полночь, а утром опять в 7 – 8 подъем – и вперед.
– Хоть влюблялись?
– Были и комсомольские свадьбы у нас. Всё было. Как обычно в жизни. Молодые ребята, девчата. С Украины была у нас группа ЦК комсомола проводников-девочек. Ресторан «Арбат» в Москве дал нам официантов в вагон-ресторан, все было на высшем уровне.
– И сколько километров «Комсомольская правда» наколесила по БАМу?
– За 15 лет – около миллиона! Получается, мы 25 раз по экватору вокруг Земли обернулись!