В России могут появиться частные почтовые отделения. Они будут работать по франшизе под маркой «Почта России» в небольших населенных пунктах и станут выполнять также роль маленьких магазинов.
Претензии к «Почте России» предъявляются уже давно – и слишком долгая доставка корреспонденции, и завышенные цены, и не самое корректное обращение с посетителями. Создание частных отделений стало одним из первых шагов в решении подобных проблем.
Такой подход напрашивался давно. Возможность для частных компаний открывать отделения «Почты России» предусмотрена законопроектом «О почтовой связи», который был принят Госдумой еще в 2014 году. Создание подобных предприятий даст возможность доставлять почтовые отправления в небольшие населенные пункты и сельскую местность. Как изменятся при этом прейскурант, качество и количество услуг, пока непонятно. Но ясно, что традиционные услуги едва ли смогут принести хоть какую- то прибыль, а зарабатывать бизнесмены станут на продаже сопутствующих товаров. Таким образом, почтовые отделения превратятся еще и в мини-магазины.
Это решение вовсе не ноу-хау: еще со времен СССР на почте продавались одежда, продукты и бытовая химия. Торговля непрофильными товарами долгое время была главным показателем эффективности работы отделения. Существовал даже негласный план по продаже консервов, трикотажа или косметики. За успешное выполнение нормы сотрудники получали приличные премии.
Со временем почтовый бизнес попытались развить и преобразовать. Прежний руководитель «Почты России» Александр Киселев даже заключил предварительное соглашение с компанией, владеющей «Пятерочками» и «Перекрестками». Речь шла о создании почтовых супермаркетов. Предполагалось, что наряду с услугами почты здесь можно будет купить все то, что продается в обыкновенных сетевых магазинах. Но затея не удалась – почтовики слишком увлеклись коммерцией, совершенно забыв о своих непосредственных обязанностях. После смены генерального директора ведомства идею почтовых магазинов похоронили.
Сегодня прежняя инициатива приобрела новый вид. Был проведен эксперимент с открытием мини-отделений по франшизе в рамках крупной торговой сети. Опыт признали удачным.
«Наличие различных форматов почтовых отделений – это то направление, по которому нам необходимо двигаться. Я считаю, что этот путь правильный, потому что наша основная задача – иметь достаточное количество точек присутствия, чтобы предоставлять максимально качественный сервис. И здесь формат франчайзинга нам, безусловно, поможет», – сказал глава «Почты России» Николай Подгузов. Только в одном Подмосковье до конца года будет открыто порядка 50 таких мини-отделений.
Сегодня в крупных городах почта имеет право торговать только канцелярскими принадлежностями. В регионах продают то же, что и раньше. В вымирающих деревнях России почта порой остается единственной торговой площадкой.