В Москве назвали лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Их творчество в равной степени представляет три рода литературы.
Мушни Ласуриа — поэт, Владимир Малягин — драматург, Андрей Убогий — прозаик.

О каждом из авторов их постоянные читатели могли бы сказать немало добрых слов. Произведение истинного писателя всегда многогранно, и увлеченный читатель находит в нем то, что особенно созвучно ему. К таким произведениям вновь и вновь мысленно возвращаешься. Именно поэтому я хочу поделиться личными переживаниями, рассказать о том, что мне особенно близко в творчестве каждого из лауреатов.

Мы знаем, что десятилетия советской власти были нелегкими для Церкви. В этот период закрывали, уничтожали храмы и монастыри. Многие люди, будучи православными, пострадали в годы гонений. Даже когда верующих перестали отправлять в ссылки и лагеря, человек, который ходит в храм, мог получить выговор на работе, в среднем и высшем учебном заведении, подвергнуться наказанию в школе.

О том нелегком для верующих людей времени Мушни Таевич Ласуриа написал немало поэтических произведений. В одном из них автор рассказывает, как во время пасхального крестного хода его посетила мысль, что за ним следят. Это означало, что завтра на него донесут. Однако эти мысли не тревожили душу героя:

Почему исчезает человек читающийАх, были не о том мои печали!
Страдал Христос, воскрес из мертвых Он,
И в воздухе хоругви воспаряли,
И колокольный длился перезвон.

Шел крестный ход, колокола звонили,
И в сердце этот отзвук не утих.
За нами тщетно «красные» следили,
Ведь правда Божья побеждала их!

Нелегкий для Церкви период — это время проверки мужества, силы воли, глубины веры человека. Жалоба стоила лишения средств к существованию и спокойной жизни.
Результатом ее могло быть и тюремное заключение. Люди претерпевали все горести, думали в первую очередь о том, чтобы сохранить верность Господу Иисусу Христу (Мк. 8:38). Особенно проникновенными мне кажутся строки из стихотворения-предостережения Мушни Таевича Ласурии, в которых он рассказывает о православных храмах:

Так много бед обрушилось на вас,
И сколько крови пролилось на плиты!..
Исчезло столько храмов знаменитых…
Как сохранить святыни? Кто бы спас!

О, храмы, вы стояли под обстрелом,
Летели искры вдаль, за перевалы!
Входивших гнали с криком оголтелым.
Бурьяном заросла тропинка в храм.

Многим верующим посещение богослужения и возможность прибегать к таинствам кажутся сегодня вполне естественными. История же свидетельствует о периодах, когда все было иначе: люди не имели возможности ходить в храм. Поэт в своем творчестве напоминает, что все имеющееся у нас — это великий дар Божий. Лирика Мушни Таевича побуждает человека поблагодарить Господа за его милость!

Одна из моих любимых пьес — это пьеса Владимира Юрьевича Малягина «Император в Кремле». В ней повествуется о событиях, когда французская армия вошла в Москву в 1812 году. Все сложилось вовсе не так, как этого ожидал Наполеон Бонапарт. Почему армия, радовавшаяся оккупации древней столицы, в итоге ощутила поражение? Ответы на эти вопросы читатели найдут на страницах пьесы «Император в Кремле».

В этом произведении много ярких эпизодов. Например, есть фрагмент, в котором Наполеон пытается выяснить у Тутолмина, почему жители покинули Москву, ушли вместе с армией. Тот отвечает: «Когда в чей-то дом врывается посетитель, которого хозяева не желают видеть, то они должны либо выгнать его вон, либо сами уйти… Но Москва для русских — это их дом». Все русские герои пьесы живут не своими желаниями и интересами. Этого как раз и не может понять противник.

Тот же Тутолмин точно формулирует Наполеону различия в их взглядах: «Для вас война — рыцарский поединок до первой крови, а для нас — борьба насмерть с тем, кто посягает на нашу свободу. И честь наша для нас важнее любых библиотек и архивов, любых картин и архитектурных шедевров. Мы просто другие люди, ваше величество. Потому-то вам так трудно нас понять. Мы просто русские».

Пьеса Владимира Юрьевича позволяет современному читателю на время переместиться в другую эпоху, попытаться осмыслить события прошлого и проникнуться чувством уважения к героям отечественной истории.

В эссе «Читающий человек» из книги «Словарь исчезнувших вещей» Андрей Юрьевич Убогий рисует достоверную картину нескольких прошедших десятилетий и как бы бьет в набат: исчезает серьезное чтение! Автор пишет: «Когда-то само собою подразумевалось, что человек — это и есть тот, кто читает. К чтению относились как к естественному состоянию — чуть ли не видовому признаку человека разумного».

Действительно, так было в моей жизни, но вот с чем я хочу не согласиться, так это с тем, что человек читающий уже отправлен в «исчезнувшие вещи». Да, мы сами читаем гораздо меньше, чем хотелось бы, чтение серьезной литературы сокращается, поскольку темп жизни невероятно ускорился. И все же «читающий человек» — это не явление прошлого.

Мне понятны и близки рассуждения Андрея Юрьевича Убогого: «Отчего же теперь я не только не вижу, не чувствую книжного голода — но все реже встречаю читающего человека? Настоящее чтение — вдумчиво-неторопливое, …проникающее в глубину души — так быстро уходит из нашей жизни». Несмотря на это, я все же полагаю, что чтение не исчезает, а переживает кризис. А каким будет выход из него, время покажет.

Современный человек может повлиять на происходящее, если будет много и вдумчиво читать сам, подарит книги другим людям, у которых нет возможности их приобрести, откроет мир литературы молодому поколению.

Андрей Юрьевич Убогий, говоря о человеке читающем, напоминает нам о важных вопросах современности. Так хочется, чтобы ответы на них оказались оптимистичными и читающий человек никогда не ушел в прошлое. Надеюсь, что правдивые, искренние стихотворения, пьесы, эссе и другие произведения лауреатов Патриаршей литературной премии Почему исчезает человек читающийпомогут задержать и даже остановить этот процесс.

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

QR Code Business Card