18 апреля в нашей стране отмечается День российской полиграфии. 459 лет назад первопечатник Иван Федоров начал работу над первой отечественной печатной книгой «Апостол». С тех пор полиграфическая отрасль пережила много изменений.
Три десятилетия назад был невероятный взлет — тиражи газет и журналов исчислялись десятками миллионов экземпляров, книжные развалы привлекали толпы покупателей. А несколько лет назад, напротив, появилось мнение, что электронные гаджеты и интернет превратят печатные издания в анахронизм, антикварные вещицы для ценителей ретро.
Я два десятилетия возглавляю московское отделение Российского книжного союза и с радостью могу сказать, что, по статистике, более половины россиян по-прежнему больше любят подержать в руках традиционно изданную книгу, вдохнуть ее запах, насладиться хрустом свеженапечатанных страниц.
У бумажных газет ситуация похуже, новостные ленты и социальные сети быстро занимают их площадку. Впрочем, герой одного кинофильма еще в конце пятидесятых предсказывал, что газеты вымрут, а будет «одно сплошное телевидение». Глядишь — печатные издания выдержат и доминирование Всемирной сети.
Сегодня наш город продолжает оставаться ведущим полиграфическим центром страны. Несмотря на мнение, что «в Москве все дорого», в столице печатается почти половина тиражей российских газет, две трети журналов и 9 из 10 книг! В прошлом году на нашем рынке работало более 3,5 тысячи полиграфических предприятий, причем половина из них — из сегмента малого и среднего бизнеса.
Благодаря помощи властей этот сегмент выжил в пандемию: полиграфисты получили весомый пакет поддержки — арендные каникулы, зарплатные кредиты, гранты и субсидии, мораторий на банкротства и проверки… Эти действия спасли отрасль в период, когда вновь показалось, что традиционной печати настает конец.
Сейчас Запад в очередной раз пытается нелегитимными и откровенно неприличными санкциями «разорвать в клочья» нашу экономику. Не сомневаюсь, что эти мечтания останутся тщетными — у отечественной промышленности есть потенциал для восстановления разрывов в технологических цепочках. Но от периодических перебоев в тех или иных отраслях мы не застрахованы. Так, вспыхнувший в конце февраля внезапный дефицит офисной бумаги и сопроводивший его взрыв цен постепенно исчезают.
Нарушение логистических схем из-за ухода с рынка некоторых традиционных поставщиков удалось купировать благодаря переориентации на рынки Индии и Китая. Нехватку чековой ленты удалось возместить переходом на электронные чеки и так далее. Уверен, что российскую полиграфию, газетную отрасль и книгоиздание ждет немало интересных проектов.
Владимир Платонов,
президент Московской торгово-промышленной палаты