Я имею в виду литературные “флэшмобы”.
Казалось, что советский принцип книгоиздания, когда произведение какого-то автора выходило тиражом от 50 до 100 тысяч экземпляров, правильно менять в противоположном направлении. В начале 90-х годов возник этот девиз: “Больше авторов (книг) хороших и разных”. С появлением новых издательств началась новая эра книгоиздания – количество наименований книг стало расти, а тиражи падать. Сегодня обычный тираж книги серьезного писателя – 3-5 тысяч экземпляров. Некрупные издательства выпускают книги тиражом в лучшем случае 500-1000 экземпляров.
Я не возьмусь оценивать этот процесс. Он объективно закономерен. Но еще раз выскажу мысль, которую высказывал не один раз. На мой взгляд, задача литературы (и вообще культуры) не разделять людей “по интересам”, а объединять их в духовном плане. Собственно, это и есть знамя, которое литература (культура) должна была подхватить из рук коммунистической идеологии.
Коллективная идеология никуда не исчезнет. На место советской идеологии пришла диктатура супермаркета. Просто на демонстрации приходить заставляли, а в супермаркет вы пойдете добровольно, но вместо запланированной вашим свободным разумом, допустим, пачки соли купите тележку непонятных продуктов. Вашим сознанием так или иначе, но манипулируют.
Однако жажда того, что я назвал бы “духовным коллективизмом”, не исчезла, и – слава богу! Но одна Церковь удовлетворить эту жажду не в состоянии.
И я с радостью замечаю, что в последние годы становятся все более популярными литературные “флэшмобы”. Хотя вообще-то flashmob переводится с английского как “миг” + “толпа”. Это когда большая группа людей собирается в общественном пространстве, в течение некоторого времени выполняет заранее оговоренные действия и расходится. Советские демонстрации были “флэшмобами”, только слова такого еще не было. Сегодня самым массовым “флэшмобом” является “Бессмертный полк”, зародившийся как частная инициатива в Томске в 2012 году, а сегодня ставший всенародным движением, в один день собирающим миллионы людей более чем в 80 странах мира.
Если говорить о литературных “флэшмобах”, то пальма первенства принадлежит “Тотальному диктанту”. Я подчеркну, что это не только акция по стимуляции грамотности, но и литературный проект, потому что тексты диктантов для разных часовых поясов уже десять лет пишут современные российские прозаики.
Также литературным и в то же время педагогическим “флэшмобом” является “Живая классика” – самый масштабный детский проект, в котором ежегодно принимают участие более 2,5 млн школьников из 60 стран и 85 регионов России. Дети и подростки вслух читают отрывки из своих любимых произведений. Лучшие соревнуются уже в финальном конкурсе в “Артеке”, а самые-самые талантливые чтецы выступают на Красной площади. В этом проекте активно участвуют учителя словесности и библиотекари. В этом году в Петербурге прошел IV Международный гуманитарный педагогический форум “Живая классика”, собравший более 300 учителей и библиотекарей из 85 регионов России и 60 стран мира.