Он восемнадцать лет руководил Москвой. Его не сталоБуквально несколько дней назад мы говорили, что надо бы слетать в Калининград
и поговорить с Юрием Михайловичем Лужковым
о его сегодняшнем житье-бытье.

Но во вторник его не стало…

Он руководил Москвой на протяжении восемнадцати лет – с 1992 по 2010 годы.
Скончался в одной из мюнхенских клиник после операции на сердце. И хотя шел ему уже 84-й год, умирать он не собирался. Об этом говорят его близкие, да и я сама, проработав в его журналистском пуле почти пятнадцать лет, уверена в этом.

Даже потеряв пост, он не впал в депрессию. Занялся любимым сельским хозяйством – выращивал в своем хозяйстве в Калининградской области гречиху и баранов, продолжал писать книги. Был он крайне жизнелюбивым и энергичным. Одни его любили, другие ненавидели, но равнодушных не было точно.

Сам же он, коренной москвич, был предан Москве и успел сделать для нее немало. Сын плотника, выросший в бараке у Павелецкого вокзала, больше всего любил строить жилье и устраивать новоселья. Это при нем выросли новые современные районы Марьинский Парк и Новокосино, а на месте бывших полей аэрации – Люблино и Кожухово. Помню, как в 1996 году сам сел за руль бульдозера и снес первую пятиэтажку из числа “хрущоб”. А с одной из государственных трибун сказал: “Хрущевками пришла пора заниматься. Они строились из расчета срока эксплуатации на 25 лет, а прошло уже 50. Скоро начнется их массовый обвал”. И Москва первой в России начала массовую замену жилого фонда периода первого индустриального домостроения. А еще он обожал строить дороги. Впрочем, любовь эта, скорее всего, была вынужденной. Ведь когда он встал у руля Москвы, в городе всего было 500 тысяч машин. Потом их количество начало нарастать с космической скоростью. Миллион, два, три миллиона, а с ними с еще большей скоростью уплотнялись пробки на дорогах. И если бы Лужков не успел построить Третье транспортное кольцо, город точно к моменту его ухода задохнулся бы в транспортном коллапсе. Он взялся было уже за прокладку и четвертого кольца. Достроить не успел, но основу будущей юго-восточной хорды, которая строится сейчас в городе в составе хордового кольца, все-таки заложил. Да и реконструкцию Ленинградки, магистрали, которая напрямую связывает международный аэропорт Шереметьево с Кремлем, начал по-строительному азартно.

…Я не знаю, что сказал Юрий Михайлович в 2014 году, когда Крым снова стал наш. Зато помню другое. Из года в год во время всей своей политической карьеры он не уставал повторять: “Севастополь – город русской славы. И несмотря ни на что остается русским городом”. Это были не просто слова. В тяжелое для города время Москва поддерживала из своего бюджета наш Черноморский флот, который продолжал базироваться на Украине. Помню, однажды мы с мэром прилетели позже, чем планировали. Хозяева – морячки еще ракетного крейсера “Слава” – позвали нас поужинать. Человек на 10 открыли какую-то банку рыбных консервов и нарезали хлеба: “Извините, у нас было несколько котлет, но мы думали, что вы уже не приедете, и съели”. С тех пор продовольственные десанты в Севастополь из столицы стали регулярными. Да и сам крейсер, если бы не Лужков, давно бы ушел под нож – такое решение было уже принято. Но Юрий Михайлович добился, чтобы его реконструировали. Теперь это один из лучших ракетоносцев – крейсер “Москва”. Лужков же каждый год в августе, на День Военно-морского флота, обязательно летал поздравить его экипаж с праздником. Украинские власти дважды объявляли его персоной нон-грата и разворачивали в аэропорту Симферополя, но разве этим можно было его остановить?

Журналистов мэр любил, уважал. Всегда готов был ответить на любые вопросы. И уж точно нигде не бросал. Однажды в Париже, например, когда журналисты застряли в пробке, мэр просидел, ожидая нас, в самолете шесть часов, пока мы не доехали до аэропорта. Чиновники клятвенно его заверяли: “Летите, Юрий Михайлович. Отправим их первым же рейсом”. Лужков на это твердо сказал: “Со мной прилетели, со мной и домой вернутся”.

Да что там Париж… В другой раз полетели в Горно-Алтайск, куда мэр отправился посмотреть, как работает предприятие по производству волостанита. В Москве этот природный минерал добавляли в краску для дорожной разметки – с ним она дольше держалась. Прилетели на Алтай двумя Ми-8. А один вертолет возьми да и сломайся. Чиновники первыми погрузились в исправную машину и поджидали градоначальника, поглядывая в окна иллюминаторов. Он приехал, посмотрел.
– А что это пишущая братия сиротливо на краю поля стоит?
– Вертолет сломался, – объяснили ему.
– Сажайте, вместе полетим, – скомандовал Лужков.
– Будет перегруз.
– Ну тогда выходите вы, а вы, ребята, садитесь.
Так и оставили чиновников в поле на Алтае. Правда, на другой день увидели их уже в мэрии, на Тверской.

А еще был Юрий Михайлович человеком очень увлекающимся. Его коллекция кепок насчитывала сотни полторы. Каких только там не было кепок: и белые холщовые – на жару, и черные бархатные – парадно-выходные. Была даже серебряная, из серебра чистой 99-й пробы. Подарила ему ее на юбилей гильдия ювелиров. “Российская газета” однажды раскрутила мэра: “Юрий Михайлович, зачем пылиться вашему дорогому убору? Давайте продадим его у нас в “РГ” с аукциона, а вырученные деньги отправим на благотворительные цели детям”. Он согласился не раздумывая. Было это в 2007 году. Вести аукцион пригласили Леонида Якубовича. И что вы думаете? Продали серебряную кепку за миллион долларов! Купил первый замгенерального директора ДСК-1 Андрей Паньковский, объяснил: “В музей берем. Для нас, строителей, кепка Лужкова – это символ строящейся Москвы. Пусть и дальше помогает нам обновлять столицу”. На вырученные деньги купили самое современное оборудование для выхаживания недоношенных детей в один из роддомов Западного округа.

Впрочем, о детях Лужкову можно было и не напоминать. На всех заседаниях правительства города все “детские” вопросы с подачи его первого зама по социальным делам Людмилы Швецовой решались в первую очередь. А в канун Рождества у Лужкова была еще одна традиция. В храме Христа Спасителя он встречался с сиротами из детских домов. Поздравлял их с наступающим праздником, рассказывал про свое страстное увлечение пчеловодством и дарил ребятам 10 сорокалитровых бидонов меда с личной пасеки. Когда ему однажды рассказали анекдот от москвичей про своего мэра, смеялся как ребенок. Анекдот же такой. Один москвич жалуется другому:
– Замучили меня лужковские пчелы на даче – летают и летают.
– Откуда ты знаешь, что они лужковские? Ты живешь на востоке, а он – на западе.
Он восемнадцать лет руководил Москвой. Его не стало– Так они же в кепках летают…

По тексту Любови Проценко

Соболезнования

На смерть Юрия Лужкова откликнулись многие политики, деятели науки и культуры. Все они отметили, что за относительно недолгий период Юрию Михайловичу удалось создать эпоху, довольно значимую даже в контексте многовековой истории Москвы.

“Юрий Михайлович Лужков был личностью поистине неординарного масштаба, – заявил президент Владимир Путин. – Ярким и смелым политиком, энергичным и талантливым организатором, открытым и радушным человеком. Настоящим градоначальником столицы, которого уважали и которому доверяли москвичи”.

Соболезнования родным, близким и коллегам Юрия Лужкова выразил и премьер-министр Дмитрий Медведев. “Очевидно, что у них были не самые простые отношения”, – напомнил пресс-секретарь главы правительства Олег Осипов. Он призвал не забывать при этом, что Лужков возглавлял Москву в самый сложный для города период.

Одним из первых выразил свои соболезнования мэр Москвы Сергей Собянин. “Мне искренне жаль, что не стало этого энергичного жизнерадостного человека, который возглавлял Москву в сложный постсоветский период, много сделал для города и москвичей. Соболезную родным и близким”, – написал Собянин в Twitter.

“Та Москва, которая ему досталась, была в тяжелейшем состоянии, – заявил журналистам депутат Госдумы Владимир Ресин, возглавлявший при Лужкове городской стройкомплекс. – Был момент, когда он сказал: “А зачем я за это взялся?” Настолько была сложная ситуация: пустые полки, грязные улицы, криминал. В театр люди боялись пойти. Он сумел за 18 лет сделать то, что требовало время, в которое он работал”.>Москва при Лужкове переживала многие последствия постсоветского периода, подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин. “Он был политиком своего времени, и с его именем в то сложное время многие москвичи связывали изменения своей жизни к лучшему”, – сказал спикер нижней палаты парламента.

Среди тех, кто отозвался на трагическую новость, был и губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. “За долгие годы работы Юрию Лужкову удалось сделать из советской столицы мегаполис мирового уровня”, – написал он в Instagram.

Не все преобразования в столице одинаково воспринимались горожанами, встречались полярные оценки деятельности градоначальника. Несмотря на это, имя Юрия Лужкова должно быть увековечено, уверен спикер Мосгордумы Алексей Шапошников.

Он восемнадцать лет руководил Москвой. Его не стало___
Глубокие соболезнования в связи с кончиной Юрия Михайловича Лужкова
выражают члены Президиума Союза журналистов Москвы

QR Code Business Card