Октябрьский «Журналист» о перспективах профессииГлавная тема октябрьского номера — перспективы профессии «журналист». Медиаэксперты отвечают на вопрос, что ждет её в ближайшем будущем. Фрилансеры и штатные журналисты всегда шли бок о бок. Особенно близко они сошлись в цифровую эпоху, когда талантливый автор способен без посредников доносить своё творчество до аудитории или продавать своё мастерство заказчику. Современное сетевое общество даёт всё больше возможностей зарабатывать фрилансом.

Чем же продолжится цепочка «журналист — фрилансер — блогер»? Действительно ли это эволюция или деградация и гибель профессии?

Читайте в свежем номере

РАБОТА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ. «Всё видит, всё слышит, всё расскажет» — удачный слоган для издания, которое занимается расследованиями. О том, что видит, что слышит и о чём рассказывает «Ставропольский репортёр», рассказывает главный редактор издания Мария Коробко: «Задача журналиста не в том, чтобы давать ответы на все вопросы, а в том, чтобы ставить правильные вопросы и находить тех, кто сможет компетентно на них ответить».

НАЛОГ НА СЛОВО. Алексей Яблоков — о новом вирусе и сдерживающих мерах для СМИ: «Вполне понятно, почему журналистам мало платят. С какой стати нам должны платить за катание на каруселях? Наоборот, это мы должны платить за билет: ведь карусель такая яркая, а музыка такая громкая, и эти лошади — просто загляденье!»

УДЕРЖАТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО. В последние годы западные исследователи всё чаще говорят о совершенно новой социальной группе, растущей с пугающей быстротой в период финансового кризиса, — о прекариате. Термин происходит от латинского precarium — «неустойчивый, угрожающий». Журналисты — как в Европе, так и в России — оказываются в новой группе с пугающей быстротой. Надежда Ажгихина, редактор рубрики «Профессия» в «Журналисте» — о том, можно ли этого избежать.

СТОРОЖЕВЫЕ ПСЫ И ЦИФРОВЫЕ ГУМАНИСТЫ. О новейших исследованиях в области журналистики пишет Камилла Нигматуллина, редактор рубрики «Образование» в «Журналисте»: «Что делает журналиста журналистом? В ответ на этот вопрос учёные обычно включают верификацию информации, объективность, разделение между журналистикой и рекламой, этические вопросы. Интересно, что этический аргумент исследователи часто предъявляют как последний козырь в дискуссии: кто журналист, а кто — любитель. Якобы журналист должен лучше остальных понимать, что такое хорошо и что такое плохо».

«РАБОТАЮ НА КУХНЕ. В КОМНАТЕ ДИВАН ПРИМАГНИЧИВАЕТ». Всеволод Пуля побеседовал с фрилансером, создателем популярнейшего Telegram-канала и сайта «IT и медиа. Палач Говорит» Павлом Городницким.

ГУЛКОЕ ЭХО РУНЕТА. «Журналист» узнал, как работает мировая онлайн-платформа для гражданских журналистов Global Voices: «Представьте, что ваша статья, которую вы писали бесплатно и по-русски, вдруг переведена на индонезийский неизвестным автором — и стремительно набирает просмотры. И что другой ваш бесплатный текст неожиданно появляется в The Guardian на следующее утро после публикации. Всё это — реальные истории».

ПЕСНИ ЛЮБВИ И ПОКОЯ. Вы хотели бы работать в СМИ, где редакция каждое утро поёт хором? Именно так начинается рабочий день в датском медиастартапе Zetland. Об этой удивительной традиции, а также о том, как цифровому изданию удаётся выживать без рекламы за счёт членских взносов, рассказывает Лия Корсгор, главный редактор Zetland.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ БУМАГА. Распространённая точка зрения гласит, что современные потребители перестают интересоваться традиционными СМИ. Однако результаты нового исследования, проведённого компаниями L. E. K. Research и Newscycle Solutions, говорят об обратном. Молодые люди хотят читать газеты и готовы за это платить. Более того, исследование продемонстрировало, что «молодёжные» сегменты предпочитают подписку на гибридные пакеты — печатное плюс цифровое издания.

ЧЕГО В ЖИЗНИ НЕ БЫВАЕТ. Этой осенью выходит новый учебник Александра Колесниченко под названием «Основы журналистской деятельности». Специально для «Журналиста» его автор подготовил выдержки одной из глав, где пишет о разновидностях журналистики: «Часто выходец из конкретной редакции понимает журналистскую работу именно так, как она выглядела там. И при переходе в другую редакцию недоумевает либо негодует, когда его материалы отклоняют и правят до неузнаваемости».

НАДО ОТМЕТИТЬ, ЧТО НЕОБХОДИМО СКАЗАТЬ. О мечтах и штампах будущих журналистов — Егор Королёв: «Перед вами типичные заголовки студентов первого курса к текстам на тему «Почему журналистика?». Можно провести эксперимент и прочитать их вслух, представив на минуту, что вы находитесь на колхозном собрании передовиков-комбайнёров: «Самый правильный выбор», «На пороге безграничных возможностей», «И эти знаки привели меня сюда»…».

ЗАБОР, МЕДВЕДЬ И ДРУГИЕ ХОРОШИЕ НОВОСТИ. Екатерина Вохмянина, главный редактор пермского портала «59.ru», рассказала, где и как искать позитивные информационные поводы в регионе. Неплохая шпаргалка для тех, кто хочет немного разбавить в региональной ленте криминал и ДТП.

ОБЪЕКТИВ ОТКРЫТ. Несколько слов о штатных и внештатных фотокорах — в рубрике Юрия Трубникова: «Фриланс не для ленивых. Специфика работы фотокора-фрилансера в том, чтобы вовремя быть на месте события. Ты не можешь просто копипастить ленту «Интерфакса», попивая кофе. Ты вынужден постоянно перемещаться. Вторая особенность — фотоаппаратура, которую тебе никто не даст и не оплатит».

А ТАКЖЕ — мониторинг беззаконий от Фонда защиты гласности, мнения, реплики, успешные кейсы издательств, советы по газетному дизайну от Сергея Мешавкина, суровый разбор текстов, а также заметка 1933 года из архива «Журналиста».

Подписаться на журнал просто: зайдите в раздел ПОДПИСКА и выберите удобную для вас форму. Также Октябрьский «Журналист» о перспективах профессииоформить доставку можно по специальным каталогам: Пресса России — 41249; Годовая подписка — 42455; МАП — 79737. Редакциям-участникам проекта «Золотой фонд прессы» предоставляется 20% скидка.

6 октября 2017 года.

QR Code Business Card