XXVIII
Международный архитектурный фестиваль
«Зодчество 2020»
пройдёт в ВК “Гостиный двор”с 11 по 13 ноября 2020 г.
Организатором фестиваля выступает Союз архитекторов России.
Фестиваль проводится при поддержке Правительства города Москвы, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Тема фестиваля – «Вечность», предложенная куратором Эдуардом Кубенским и ориентированная на поиск и выявления современных тенденций в архитектуре и градостроительстве, будет выражена в формате мероприятий деловой программы, а также выставочным пространством фестиваля.
На фестивале будет представлена модель памятника Российским журналистам, погибшим при исполнении профессиональных обязанностей, авторы – скульптор Б.Черствый, архитекторы А. Бавыкин, Н. Бавыкина
Отзыв об этом проекте читайте на сайте archi.ru. Автор Юлия Тарабрина
Неакцентированная публичность
Дмитрий Фесенко о проекте памятника погибшим журналистам на Никитском бульваре
Профессия журналиста и в стабильные времена не лишена риска. Тем паче в эпохи социального разброда и шатания, нарастания турбулентности. За постсоветские десятилетия при исполнении профессиональных обязанностей погибли сотни российских журналистов.
В середине 2010-х гг. Союз журналистов Москвы выступил с инициативой создания памятного знака погибшим журналистам. В 2015 г. Мосгордума одобрила установку памятника в центре столицы. Был проведен конкурс – из почти сотни работ выбрали предложение скульптора Бориса Черствого. Его творчество всегда было далеко от повествовательности и иконографичности, тяготело к минимизации, дозированности выразительных средств, апеллировало к пластическому языку архаики. Так что надо отдать должное коллегам, нашедшим в себе силы отойти от традиционной фигуративности.
Первоначально предполагалось, что памятный знак будет установлен рядом с выходом из метро «Арбатская» Филевской линии, перед зданием Генерального штаба Вооруженных Сил. Хотя, надо признать, комплекс, возведенный в конце 1970-х – 1980-е гг. в стилистике официальной неоклассики, вряд ли предполагал присущие работам Б.Черствого камерность и, как это ни странно звучит по отношению к городской скульптуре, неакцентированную публичность. Очевидно, наверху это некоторое несоответствие месту почувствовали, и в конце концов было принято решение перенести памятник к южной оконечности Никитского бульвара, в прямой видимости от Дома журналиста. Замечательными кулисами ему служит довоенный неоренессансный жилой дом «Главсевморпути» Е.Иохелеса. Что, надо сказать, определенно должно пойти ему на пользу. В настоящее время это место оказывается не слишком посещаемым – просто потому, что прогуливающиеся по бульвару до него не добираются – прогулочная дорожка обрывается, пешеходный переход расположен в сотне метров от стрелки.
Правда, в этом случае возникала другая проблема – есть опасность, что посетителям с цветами будет недосуг дойти до перехода и они, по нашему обыкновению, будут перебегать через дорогу – напрямик к памятнику, а трафик перед въездом в Арбатский тоннель весьма напряженный. Кроме того, вряд ли такое решение согласовали бы в ГИБДД. Так что соавторам Б.Черствого, архитекторам Алексею и Наталье Бавыкиным и Евгению Николеву, надо было что-то придумать.
Выходом из ситуации стало устройство за границами собственно территории бульвара нового общественного пространства в пределах невысокой – чуть выше 1 метра – по-корабельному остроносой платформы из архитектурного бетона. В плане она следует сходящим на нет линиям бульвара. Со стороны же бульвара к памятнику ведет окруженная существующей зеленью узкая дорожка с небольшой лестницей. То есть кроме как отсюда к памятнику не подойти. Помимо прочего, дополнительное возвышение работает на просматриваемость не слишком высокого памятника – всего 6 с небольшим метров – со стороны Арбатской площади.
Две оси – стрелки бульвара и подрезанного с разных сторон треугольного в плане постамента из полированного черного гранита, куда собственно возлагают цветы и венки – расходятся под небольшим углом, сообщая композиции остроту. От постамента к небу тянутся восемь свечей. В мастерской Б.Черствого среди других работ можно видеть их предтечу – в единичном экземпляре. При обходе, смене ракурса живо меняется силуэт памятника, соотношение пространства и массы, светотеневая и цветовая среда – при доминировании ощущения проницаемости, имматериальности. Как комментирует Б.Черствый, число восемь олицетворяет бесконечность и множественность. Множественность жизней ушедших в вечность журналистов.
___
Свеча в православной традиции, к которой принадлежит автор – это образ Небесного, Божественного света. Также свеча символизирует человека, его тело, фитиль – душу, пламя – дух, высшую ипостась души. Свеча является аналогом человеческой жизни, души, пребывающей в теле. В памятнике погибшим журналистам прочитывается тема кануна с поминальными свечами. Впрочем, сам мастер оставляет это за скобками – возможно, потому, что монумент посвящен памяти людей разных конфессий, равно как и политических взглядов, должен служить объединяющим, скрепляющим началом.
По признанию скульптора, для него важен контакт зрителя с плотью скульптуры, ее тактильность. При этом материал – бронза – реагирует на прикосновение человеческих рук. Тем самым, по мысли автора, зритель соучаствует в таинстве создания произведения искусства.
Памятный знак принципиально отрицает многословность и пафосность, он интравертен, настраивая на негромкое, интимное общение посетителя с душами ушедших журналистов. Новое общественное пространство контрастно не только современной практике столичного благоустройства, но и актуальной культуре, пропущенной сквозь горнило постмодернизма.
Остается добавить, что собственно скульптурная часть готова и ожидает сборки на месте – Борис Черствый, ушедший в июне этого года, успел завершить свое последнее произведение. Однако есть еще бюрократическая составляющая…
Дмитрий Фесенко
Приглашаем журналистов посетить выставку